Церковь Вознесения Господня, где помогали советским военнопленным

Время прочтения: мин.

Смоленская обл, г. Рославль, улица Свердлова, дом 38

GPS: 53.942856 , 32.846523

Церковь Вознесения Господня находится на старом закрытом кладбище. В гармоничном здании в стиле позднего классицизма сохранилось печное отопление, а его стены расписаны масляными красками. Здесь хранятся иконы Остробрамской и Ахтырской Божьей Матери.

История

В южной части Рославля находится старое кладбище, закрытое для погребений. Здесь были захоронены многие меценаты города и священнослужители.

В 1979 году на кладбище был открыт мемориал Великой Отечественной войны, посвященный памяти пострадавших от немецко-фашистских захватчиков жителей Рославля, а также расстрелянных фашистами и умерших советских военнопленных пересыльного лагеря Дулаг-130. Церковь Вознесения Господня служит кладбищенским храмом и приходской церковью. 

Мемориал Великой Отечественной войны в Рославле. 1980-1981 гг. Автор фото - Г. И. Костенко

История создания храма уходит в далекий XVIII век. Первоначально то была деревянная церковь в центре города, которую разобрали и перенесли в южную его часть в связи со строительством на базарной площади каменного Благовещенского собора. Вновь собранный храм был освящен в 1779-м.

Однако деревянное строение быстро ветшало. Тогда рославльские купцы Дмитрий Семенович Полозов и Игнатий Алексеевич Мухин предложили заменить церковь на каменную. Через 10 лет строительство было завершено, и в 1832 году храм освятили.


Церковь Вознесения Господня. 1920 г.

После революционных событий 1917-го церковь закрыли. В предвоенный период ее передали под нужды учреждений культуры. Во время фашистской оккупации храм вновь был открыт. В это время Вознесенская церковь, находившаяся в непосредственной близости к созданному нацистами лагерю советских военнопленных, стала средоточием сбора продовольствия для них, что спасло многих от голодной смерти. Настоятель храма отец Всеволод вызволял людей из плена под личное поручительство.


Всеволод Михайлович Корицкий

К этому времени кладбище было обнесено каменной оградой с большими воротами и железными створами. В холодную зиму 1942 года для отопления немцы вырубили все деревья на кладбище, были сожжены и многие деревянные могильные кресты. В открытом храме по возможности обустраивались внутренние помещения, собирались иконы. Чтимыми святынями в кладбищенском храме были и остаются в настоящее время иконы Божией Матери «Остробрамская» и «Ахтырская» в деревянном резном позолоченном окладе.


Остробрамская икона Божией Матери

В архитектурном отношении каменный храм Вознесения Господня был построен в стиле позднего классицизма. Все пропорции церкви гармоничны и уравновешены. Над массивным четвериком с аттиком, портиками и полукруглыми апсидами возвышается барабан-ротонда с четырьмя полукруглыми окнами и пологим куполом. Двухъярусная колокольня увенчана шпилем. Храм отапливался, в трапезной и апсиде сохранились белые кафельные печи конца XIX столетия, обрамленные в темно-коричневые плитки.


Церковь Вознесения Господня. 2007 г. Автор фото - Михаил Чупринин

Храм расписан масляными красками в конце XIX ­— начале XX века. Тона росписей приглушенные, сумрачные. Сборный иконостас был выполнен в середине XIX столетия. В настоящее время в церкви установлен новый резной иконостас. Иконы в храме относятся к XIX и XX векам.


Иконостас церкви Вознесения Господня. 2018 г.

Церковь Вознесения Господня


Похожие места

Церковь Сретения Господня

Церковь Сретения Господня выполнена в стиле классицизма с элементами позднего барокко. В храме находится Животворящий Крест, который, по преданиям, в XVII веке спас город от морового поветрия.

Церковь Александра Невского. Храм, открывшийся много раз

Церковь Александра Невского открылась в Новочеркасске в 1810 году. Деревянное здание неоднократно перестраивалось, пока не приобрело нынешний вид. В советское время храм закрыли, но в 1990-х вернули верующим. 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Кирпичный храм построен в 1754 г. в самом сердце города, на месте древнего кремля. Владимиро-суздальские архитектурные традиции в нём сочетаются с формами классицизма и декором в духе «нарышкинского барокко».

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!