Театр Беломорско-Балтийского канала

Время прочтения: мин.

Театр обеспечивал досуг строителей Беломорско-Балтийского канала, предлагая частые премьеры, постоянный репертуар и почти ежедневные концерты.

История

Одной из самых ярких страниц истории Медвежьегорска стала деятельность Центрального театра Беломорско-Балтийского комбината.


Его создал в 1931 году в Медвежьей Горе отдел культурно-просветительской работы Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря. Театр носил название «синтетического», или оперно-драматического. Почти весь его штат состоял из заключенных — бывших артистов и режиссеров столичных и провинциальных театров. Из них же состоял штат художников, музыкантов, костюмеров.


Гарнизонная кирха. 1942 г.

Театр находился в специально построенном деревянном здании, которое сгорело в 1944 году. По воспоминаниям очевидцев, оно напоминало исполненное в дереве здание Одесского оперного театра. На этом месте сейчас находится Медвежьегорский районный суд.

Театр был двухэтажным, с залом на 350 зрителей. Один из актеров Вацлав Янович Дворжецкий вспоминал: «Настоящий, большой, удобный театр. Великолепно оборудован — сцена, зал, фойе, закулисные службы — все! И труппа настоящая. Большая, профессиональная». Художественным руководителем театра в 1933–1939 годах был Алексей Григорьевич Алексеев (Лившиц) (1887–1985), один из первых конферансье русской эстрады, создатель и первый руководитель Московского театра сатиры (1924–1928), руководитель Московского театра оперетты (1928–1933). После ареста в 1933 году был направлен на Беломорско-Балтийский канал. Алексеев запомнился как непревзойденный исполнитель роли Луки в пьесе Максима Горького «На дне».

Вацлав Янович Дворжецкий

Зрительный зал театра Беломорско-Балтийского канала

У истоков театра стоял и Леопольд Яковлевич Теплицкий (1890–1965). Он учился в Петроградской консерватории, в 1926 году отправился в США изучать музыку для немого кино. Там он увлекся джазом и прошел стажировку в ансамбле «короля джаза» того времени Пола Уайтмена. После того как Теплицкий вернулся домой, он организовал «Первый концертный джаз-банд». Одно время там работал молодой Леонид Утесов. В октябре 1930 года Теплицкого арестовали по обвинению в шпионаже, в феврале 1931 года его приговорили к трем годам лагерей и отправили на Беломорско-Балтийский канал. Вскоре он стал дирижером и пианистом в местном театре и создал духовой и симфонический оркестры. В январе 1933 года Теплицкий был освобожден на полтора года раньше срока как ударник и вскоре поселился в Петрозаводске.

«Джаз-Банд» Л. Я. Теплицкого

Художником театра был Михаил Михайлович Потапов (1904–2007). С юности он увлекался живописью, историей искусства и археологией, а с 1928 года начал писать иконы. В 1929 году Михаил Михайлович Потапов переехал в Ленинград и стал сотрудником египетского отдела Эрмитажа. В 1933–1935 годах он работал художником московского Дарвиновского музея. В октябре 1935 года был арестован, приговорен к пяти годам лагерей и направлен на канал. В заключении Михаил Михайлович с 1938 года до своего освобождения в 1940 году работал художником театра канала. Он создал декорации к ряду оперных и драматических постановок, в том числе к опере «Пиковая дама».

Михаил Михайлович Потапов

Театр давал спектакли один-два раза в неделю, концерты и отдельные выступления в бараках происходили почти ежедневно. Примерно раз в два месяца театр выпускал новый спектакль, а старые постановки долго держались в репертуаре. В 1931–1939 годах в театре поставили оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кармен», «Женитьба Фигаро», «Царская невеста», комическую оперу «Свадьба при фонарях», а также спектакли классического репертуара: «Ревизор», «Свадьба Кречинского», «Стакан воды», пьесы Александра Николаевича Островского. Из спектаклей по пьесам советских авторов можно назвать постановки «Платон Кречет» и «Интервенция». Труппа театра выезжала на гастроли в Повенец, Масельгскую, Сегежу, Надвоицы.

Сцена из спектакля «Без вины виноватые»

В 1940 году Центральный театр Беломорско-Балтийского канала передали из ведения НКВД в систему Наркомпроса, он получил название Республиканского театра музыкальной комедии. В театральный сезон 1940–1941 годов там поставили оперетты «Свадьба в Малиновке», «Сильва», «Роз-Мари», «Холопка», оперу «Риголетто» и спектакли «Дни нашей жизни» и «Любовь Яровая». В 1941 году театр был эвакуирован в Беломорск. В 1944 году здание театра было разрушено в ходе боев. Труппа в конце концов переехала в Петрозаводск и дала начало Музыкальному театру Карелии.



Похожие истории

Муромские калачи

В наши дни, когда народные промыслы не всегда выдерживают соперничество с плодами современной цивилизации, особенно ценно, если они сохраняются и поддерживаются. Муром и сегодня известен своими калачами, имеющими старинную славу.

Вступление русских войск в Кенигсберг в 1758 году

Кенигсберг был русским городом на протяжении 1758–1762 годов — таков был результат Семилетней войны Российской империи с Пруссией. Взошедший на престол Петр III вернул Кенигсберг Пруссии

«Русский хоккей» в Котласе: рождение спортивной династии Тюкавиных

Спорт в Котласе всегда был важной частью жизни города, особенно хоккей с мячом, который благодаря талантливым спортсменам и тренерам вывел город на мировой уровень. В семье Тюкавиных сложилась спортивная династия, где Александр Васильевич Тюкавин стал восьмикратным чемпионом мира по хоккею с мячом, а его сыновья, Даниил и Константин, также продолжили спортивную традицию, добившись успехов в хоккее и футболе.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!