Серия портретов кашинских купцов и купчих

Время прочтения: мин.

В первой половине XIX века в Кашине стали популярны купеческие портреты. По манере исполнения полотна ассоциируются с древнерусскими иконописными образами. Взглянуть на них можно в Кашинском краеведческом музее.

История

Купеческий портрет соединил систему ценностей сословия и местные фольклорные традиции. В портретах явственно преобладают репрезентативная и мемориальная функции. Этот жанр занимал ведущие позиции в провинциальном изобразительном искусстве Нового времени. Уникальная серия портретов хранится в Кашинском краеведческом музее.


Кашинский краеведческий музей

Имена авторов кашинских купеческих портретов остаются неизвестными. Архаичность живописно-технических особенностей портретов обусловлена тем, что некоторые из них исполнены не маслом, а темперой. Сохранились серии семейных портретов купцов Ждановых, Верещагиных, Кожиных.

Портрет купца Ивана Григорьевича Жданова (1830-е) знакомит нас с одним из почетнейших граждан Кашина. Он был смотрителем строительства Воскресенского собора, городским главой, депутатом, благотворителем, получил золотую медаль на Владимирской ленте «За отличную усердную службу». Поясное изображение с поворотом в три четверти следует строгому иконографическому канону. На Жданове — мундир коммерции советника и медали на аннинской и владимирской лентах, отражающие его статус.


Портрет И. Г. Жданова. 1830-е гг.

Более нарядны женские портреты семьи Ждановых — купцов, занимавшихся хлебной торговлей. В портретах жен А. В. и Е. Г. Ждановых переданы детали традиционного костюма, которого придерживались купеческие жены в первой половине XIX столетия.


Портрет Е.Г. Ждановой. 1830-е гг.

Изображение купеческой дочери Ждановой демонстрирует новые тенденции во вкусах молодого поколения купеческого сословия. Это костюм европейского покроя, ориентированный на «изящные» вкусы дворянского сословия.



Портрет купеческой дочери Ждановой. 1830-е гг.

Портрет А. Б. Кожиной реалистически изображает жесткое лицо пожилой женщины со строгим взглядом, раскрывая ее властный характер. В парных портретах четы купцов Верещагиных (1830–1840-е) отражена идея престижной представительности изображений, важная и для заказчиков, и для художника. В портрете богатейшего кашинского купца Николая Васильевича Терликова (вторая треть XIX века) ярко выражены властность и авторитет купца первой гильдии, благотворителя, почетного гражданина.


  1. Портрет Я. О. Кункина. XIX в.
  2. Портрет И. В. Кекина. XIX в.
  3. Портрет Н. И. Аршинова. XIX в.
  4. Портрет А. Г. Жданова. XIX в.

Сосредоточенность, аскетичность моделей передают портреты Я. О. Кункина, отца известного собирателя, И. В. Кекина, Н. И. Аршинова, А. Г. Жданова. Произведения вызывают ассоциации с древними иконописными образами. Для них характерны приглушенный колорит, статичность поз, обобщенность трактовки образов.



Похожие предметы

Блюдо «Закладка Петербурга», уникальный экспонат краеведческого музея

Фонды Златоустовского краеведческого музея хранят блюдо из чугуна по модели мастера художественного литья Федора Васенина в честь 200-летия города на Неве.

Тимуровское движение — огромная коллекция музейных предметов в музее Гайдара

В фондах Льговского музея А. Гайдара хранятся около трехсот экспонатов, связанных с тимуровским движением. Это фотографии реальных бригад, кадры со съемок фильмов, документы и предметы тимуровцев.

Скульптура Христофора Колумба в собрании Ногинского музейно-выставочного центра.

Работа итальянского скульптора Эмилио Дзокки со 150-летней историей один из самых интересных экспонатов в Ногинске.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!