Первый в СССР: рождение Волховского алюминиевого завода

Время прочтения: мин.

Волховский алюминиевый завод — дитя индустриализации, первое предприятие по промышленному производству алюминия — крайне необходимого для поддержания темпов экономического развития СССР в конце 1920-х годов. Первый алюминий был получен в мае 1932 года.

В конце XIX и в начале XX века алюминий считался материалом будущего, «крылатым» металлом, необходимым в первую очередь для бурно развивавшейся авиационной промышленности. Алюминий требовался и для изготовления гражданских и военных судов, железнодорожных вагонов, автомобильных кузовов, военной амуниции. Дореволюционная Россия и СССР своего производства алюминия не имели, страна покупала его за границей за золото, причем обмен был практически эквивалентным.

Создание производства

В декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) принял решение о создании в СССР алюминиевого производства, вскоре было образовано специализированное управление «Алюминьстрой» во главе с Владимиром Семеновичем Татарийским (1897–1937). В правительстве рассматривались два варианта такого строительства: рядом с еще возводившейся ДнепроГЭС либо близ уже действовавшей Волховской электростанции. На первом варианте настаивал Татарийский, второй активно продвигал глава ленинградской партийной организации Сергей Миронович Киров. В итоге первым стал строиться завод на Волхове. Если не считать ранее открытого небольшого опытного алюминиевого производства в Ленинграде, волховское предприятие стало первым в СССР заводом промышленного алюминия.


XVI съезд ВКП(б). 1930 г.

Официальная дата начала его возведения — 4 июля 1930 года. В тот день Российское телеграфное агентство сообщило: «Сегодня на станции Званка состоялась закладка первого в Союзе алюминиевого комбината, который будет вырабатывать 5 тысяч тонн алюминия в год из тихвинских бокситов. Энергию новостройке даст Волховская ГЭС». Приказом ВСНХ СССР 22 октября 1930 года строительство ВАЗа было включено в список 29 первоочередных («сверхгосударственных») строек первой пятилетки. Предполагалось, что первую продукцию новое предприятие сможет дать уже в конце 1931 года.

Очевидец строительства ВАЗа вспоминала:

На этом сверхударном строительстве, стоящем в одном ряду с Магниткой и Днепростроем, напрасно будете искать в его прошлом экскаваторы, вытаскивающие миллионы тонн земли из-под ног великолепных зданий. Их не было, землю вынули без их помощи — руками

Недостаток техники компенсировали трудовой энтузиазм строителей, развернувшееся между ними соцсоревнование. Массово отменялись отпуска, объявлялись «месячники штурма», «земляные и бетонные походы». Вся стройка следила за соревнованием двух бригад бетонщиков — Никифора Бойцова и Дмитрия Жандарова.


Алюминиевое литье

Волховский алюминиевый комбинат. ХХ в.

В январе 1932 года «Ленинградская правда» писала:

Волна творческого подъема и энтузиазма непрестанно бьет на Алюминьстрое. Норма бетонщиков — 302 замеса в сутки. Бригада Жандарова сделала 503, Бойцов заявил, что его бригада сделает больше. 10 ноября он дал 512 замесов

Работы велись ударными темпами, но в сложных природно-климатических и еще более тяжелых бытовых условиях. Из семи тысяч строителей три тысячи поначалу были вынуждены ютиться по окрестным деревням, остальные жили в переполненных грязных деревянных бараках. Но со временем наиболее острые бытовые проблемы были решены. «Какая же гигантская работа сделана здесь, на площадке, окруженной болотом и лесом, — писала в начале 1932 года «Ленинградская правда». — Французы и немцы имеют опыт производства алюминия. Но мы, даже учитывая оттяжку пуска, строим свой первый Алюминиевый комбинат в сроки, которыми не может похвастать ни одна из французских или немецких фирм … По существу на Волхове построены два завода — электролизный и глиноземный».


Волховский алюминиевый завод. XX в.

Руководство завода 14 мая 1932 года телеграфировало Иосифу Виссарионовичу Сталину, Вячеславу Михайловичу Молотову, Григорию Константиновичу Орджоникидзе и Сергею Мироновичу Кирову:

Сегодня в 17 часов 45 минут получен металлический алюминий. Электролизный завод вступил в эксплуатацию

Алюминиевая пластина с текстом этого рапорта вместе с портретами Ленина и Сталина и изображениями новых заводских корпусов ныне представлена в экспозиции волховского Музейно-выставочного центра «Пятнадцатый элемент». Там же хранится и первый слиток советского алюминия.

Фабрика–кухня на Волховском алюминиевом заводе. 1934 г.

Строительство цеха двойного суперфосфата. Пущен в эксплуатацию в декабре 1964 г.

Похожие истории

Вокзал Северодвинска

Железную дорогу проложили здесь в 1936 году, но регулярные пассажирские перевозки запустили только в конце 1938 года. До этого сухопутное сообщение с другими городами практически отсутствовало.

Основной питомник имени И. В. Мичурина

И. В. Мичурин основал питомник в 1900 году. Он является старейшим и одним из крупнейших селекционно-генетических учреждений России в области плодоводства. В нем собран уникальный генофонд гибридных растений.

Кудемская узкоколейная железная дорога

Название дороги произошло от близлежащей реки Кудьма. Колея шириной 750 миллиметров работает на тепловой тяге. Ее построили в 1949 году для доставки ресурсов из расположенных к югу от города леспромхозов.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!