Паровоз Ел–629

Время прочтения: мин.

Памятник был установлен в октябре 1972 года, как напоминание о борьбе за установление советской власти на Дальнем Востоке.

История

В год 50-летия окончания Гражданской войны в России, в Уссурийске, в сквере Дома культуры железнодорожников установили паровоз Ел-629. 

На тендере локомотива мемориальная табличка следующего содержания: «В топке этого паровоза в мае 1920 года белогвардейцами и японскими интервентами были сожжены пламенные революционеры — борцы за Советскую власть на Дальнем Востоке: Сергей Лазо, Всеволод Сибирцев, Алексей Луцкий». До того, как стать памятником, паровоз долгие годы работал на Приморской и Дальневосточной железных дорогах.


Открытие памятника паровоза Ел-629

Памятная табличка

Паровоз Ел-629 построили в США в 1917 году и доставили в Россию в рамках военно-технического сотрудничества стран Антанты. С началом японского вторжения на русский Дальний Восток он попал в руки интервентов. В начале апреля 1920 года заместителя председателя Военного совета дальневосточного правительства большевика Сергея Георгиевича Лазо и его соратников — члена Военного совета Алексея Николаевича Луцкого и секретаря исполкома Владивостокского Совета Всеволода Михайловича Сибирцева арестовали японцы, вывезли из Владивостока в Никольск-Уссурийский и передали казакам-белогвардейцам на расправу. 


Всеволод Сибирцев

Согласно распространенной в советские годы, но ныне часто оспариваемой версии, Лазо после пыток сожгли в паровозной топке живьем, а Луцкого и Сибирцева — предварительно застрелили. В современной научной и краеведческой литературе можно встретить и другие трактовки гибели этих революционеров, в том числе за пределами Уссурийска.


Сергей Георгиевич Лазо

Паровоз Ел-629

Уссурийский паровоз Ел-629 — не единственный памятник Сергею Лазо. Его имя увековечено в названиях районов Приморского и Хабаровского краев, станции Уссурийской железной дороги, во Владивостоке и Хабаровске установлены его бюсты.



Похожие предметы

Ступени Елизаветинского спуска

«Исторический» спуск от Елизаветинских ворот был воссоздан благодаря сохранившимся фотографиям и архивным документам в 2022 году. Подлинные ступени XIX века хранятся в Музее истории Оренбурга.

Паровоз Л-0002 — самый массовый локомотив послевоенного времени

В 1986 году у Дома культуры железнодорожников в поселке Лиховский был установлен паровоз-памятник, как символ Юго-Восточных железных дорог. 

Алапаевская узкоколейная железная дорога

Алапаевская узкоколейная железная дорога — самая протяженная из ныне действующих в России. История ее появления связана с развитием железоделательного производства.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!