Памятник Зая-Пандите

Время прочтения: мин.

Республика Калмыкия, г. Элиста

GPS: 46.320164 , 44.280064

Памятник открыли к 400-летию со дня рождения Зая-Пандиты, — учёного, который разработал калмыцкий алфавит. Мемориал создал скульптор Гарри Олегович Рокчинский.

История

Зая-Пандита Намкхай Гьяцо (ок. 1599 — сентябрь 1662) — ойратский и калмыцкий ученый, поэт, просветитель, буддийский теолог школы гелуг, создатель ойратского и калмыцкого алфавита тодо бичиг, политический деятель Центральной Азии середины XVII века. Разработав особый алфавит, Зая-Пандита не только смог передать с его помощью все оттенки народной речи, но и вместе со своими учениками перевел на «ясное письмо» множество книг и главные буддийские тексты. Благодаря его просветительской деятельности в Калмыкии зародилась прочная литературная традиция и буддизм распространялся активнее.


Зая-Пандита

Сведения о жизненном пути Зая-Пандиты содержатся в биографической книге, написанной его учеником Ратнабхадрой «Лунный свет: история рабджам Зая-Пандиты». Зая-Пандита, получивший при рождении имя Шархабаг (Хархабаг), был приемным сыном хошутского хана Байбагаса. Хошуты — это ойратская этногруппа, проживавшая в китайской Джунгарии. В 17 лет он принял обеты банди и монашеское имя Намхайжамп и отправился в Тибет. В 22 года он изучал теорию и практику буддизма в храме лхасского монастыря Дрепунг под эгидой Панчен-ламы IV. Преуспев в обучении, молодой теолог удостоился почетного звания пандиты, присуждаемого за овладение пятью науками, и ученую степень гешерабджампы.


«Зая-Пандита - основатель ойрат-калмыцкой письменности». Автор - Г. О. Рокчинкий

Вернувшись в 1639 году в Джунгарию, Зая-Пандита занялся миссионерской деятельностью. Он разъезжал по стране, посещая владения нойонов, основывал монастыри и боролся с местными верованиями, распространенными среди ойратов и монголов. Важной стороной его деятельности была роль арбитра в спорах и конфликтах, включая военные. Он участвовал в съезде, на котором был утвержден свод монголо-ойратских законов — Степное Уложение. В 1642 году Зая-Пандита принял приглашение проповедовать во владениях монгольских Дзасагту-хана, Тушэту-хана и Сэпэн-хана.

После возвращения в Тибет в 1650 году, Зая-Пандита продолжил заниматься проповедью буддийского учения. Для этого он в 1655 году во второй раз совершил путешествие на Яик и в Нижнее Поволжье. В 1662 году ученый скончался от паралича на обратном пути в Тибет.


Памятник Зая-Пандите в Элисте

Памятник работы скульптора Гарри Олеговича Рокчинского открыли к 400-летию со дня рождения Зая-Пандиты и 350-летию калмыцкой письменности тодо бичиг («ясное письмо»).



Похожие места

Демидовский столп — обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае

Демидовский столп — первый памятник, появившийся в Барнауле. Это также первый монумент, установленный не в память военных побед, а в знак уважения к промышленным успехам Алтая.

Мемориал Липовчик

Мемориал Липовчик в Ливенском районе Орловской области посвящён жертвам сталинских репрессий 1937–1938 годов. Это место стало последним пристанищем для сотен невинно убитых людей.

Усадьба купца Вехнера

Усадьба купца Вехнера — яркий пример купеческой архитектуры Петровска-Забайкальского конца XIX — начала XX века. Это здание связано с историей еврейской общины города. Сегодня оно имеет статус памятника архитектуры.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!