Памятник Зая-Пандите

Время прочтения: мин.

Республика Калмыкия, г. Элиста

GPS: 46.320164 , 44.280064

Памятник открыли к 400-летию со дня рождения Зая-Пандиты, — учёного, который разработал калмыцкий алфавит. Мемориал создал скульптор Гарри Олегович Рокчинский.

История

Зая-Пандита Намкхай Гьяцо (ок. 1599 — сентябрь 1662) — ойратский и калмыцкий ученый, поэт, просветитель, буддийский теолог школы гелуг, создатель ойратского и калмыцкого алфавита тодо бичиг, политический деятель Центральной Азии середины XVII века. Разработав особый алфавит, Зая-Пандита не только смог передать с его помощью все оттенки народной речи, но и вместе со своими учениками перевел на «ясное письмо» множество книг и главные буддийские тексты. Благодаря его просветительской деятельности в Калмыкии зародилась прочная литературная традиция и буддизм распространялся активнее.


Зая-Пандита

Сведения о жизненном пути Зая-Пандиты содержатся в биографической книге, написанной его учеником Ратнабхадрой «Лунный свет: история рабджам Зая-Пандиты». Зая-Пандита, получивший при рождении имя Шархабаг (Хархабаг), был приемным сыном хошутского хана Байбагаса. Хошуты — это ойратская этногруппа, проживавшая в китайской Джунгарии. В 17 лет он принял обеты банди и монашеское имя Намхайжамп и отправился в Тибет. В 22 года он изучал теорию и практику буддизма в храме лхасского монастыря Дрепунг под эгидой Панчен-ламы IV. Преуспев в обучении, молодой теолог удостоился почетного звания пандиты, присуждаемого за овладение пятью науками, и ученую степень гешерабджампы.


«Зая-Пандита - основатель ойрат-калмыцкой письменности». Автор - Г. О. Рокчинкий

Вернувшись в 1639 году в Джунгарию, Зая-Пандита занялся миссионерской деятельностью. Он разъезжал по стране, посещая владения нойонов, основывал монастыри и боролся с местными верованиями, распространенными среди ойратов и монголов. Важной стороной его деятельности была роль арбитра в спорах и конфликтах, включая военные. Он участвовал в съезде, на котором был утвержден свод монголо-ойратских законов — Степное Уложение. В 1642 году Зая-Пандита принял приглашение проповедовать во владениях монгольских Дзасагту-хана, Тушэту-хана и Сэпэн-хана.

После возвращения в Тибет в 1650 году, Зая-Пандита продолжил заниматься проповедью буддийского учения. Для этого он в 1655 году во второй раз совершил путешествие на Яик и в Нижнее Поволжье. В 1662 году ученый скончался от паралича на обратном пути в Тибет.


Памятник Зая-Пандите в Элисте

Памятник работы скульптора Гарри Олеговича Рокчинского открыли к 400-летию со дня рождения Зая-Пандиты и 350-летию калмыцкой письменности тодо бичиг («ясное письмо»).



Похожие места

Бюст поэта К. В. Иванова

Константин Иванов — чувашский народный поэт, наиболее известный как автор поэмы «Нарспи». Его бюст установлен в 1952 году. Автор скульптуры — И. Ф. Кудрявцев — работал над ней в мастерской В. И. Мухиной.

Склеп-часовня А. Г. Муравьёвой

Склеп-часовня А. Г. Муравьёвой — центральный объект некрополя декабристов в Петровске-Забайкальском. Уникальный памятник архитектуры и истории, связанный с жизнью декабристов в Сибири. Имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Памятник В. И. Ленину — работа скульптора Нероды и архитектора Душкина

Одетый в скромное пальто вождь представлен идеализированным и по-богатырски могучим. Массивная трехметровая бронзовая скульптура возвышается над городом на четырехугольном гранитном постаменте высотой больше двух метров.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!