Музей Сахалинской железной дороги

Время прочтения: мин.

г. Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, д. 14

GPS: 46.961141 , 142.725446

Музей Сахалинской дороги открылся в 2004 году. Помимо исторических документов и железнодорожной атрибутики, в его коллекции представлена оригинальная техника как японского, так и отечественного производства.

История

Идея создания профильных музеев при крупных железнодорожных узлах в Министерстве путей сообщения возникла еще в конце 1990-х, однако в Южно-Сахалинске реализовать ее удалось лишь в начале 2000-х.

Знак «Городской клуб коллекционеров ДК «Железнодорожник» Южно—Сахалинск».

2015 г.

Музей Сахалинской дороги открылся в 2004 году, в ДК железнодорожников разместилась его первоначально скромная экспозиция: копии документов, фотографии, схемы и карты, фонари, костыли и прочая историческая железнодорожная атрибутика.


Интерьеры музея Сахалинской железной дороги.

2019 г. Автор фото — zabivan.

Самое любопытное в его собрании — подлинные, заново отреставрированные образцы железнодорожной техники — были выставлены на специальной площадке близ станции Южно-Сахалинск-Пассажирский, открытой в августе 2005-го. Камерная музейная экспозиция в 2020 году переехала в ныне занимаемое здание.

Вадзима.

2013 г. Автор фото — ufedor.

Первыми экспонатами музея под открытым небом стали железнодорожные снегоочистители: японский «Вадзима» 1939 года постройки (работал на Сахалине до конца 1980-х) и советский «Сахалинец», ранее ржавевший где-то на севере острова. Вскоре к ним присоединился японский паровоз D-51 постройки 1949 года с узкой колеей (не путать с японским же грузо-пассажирским паровозом D51-22, который был установлен на Привокзальной площади Южно-Сахалинска в июле 1992-го). Паровоз был поставлен Японией на Сахалин в конце 1940-х и исправно работал здесь до начала 1970-х. Он по праву считается одним из самых ценных экспонатов музея.


Паровоз D51

В 2006 году Сахалинская железная дорога передала в свой музей вагон японского дизель-поезда «Киха-58» (1963) с колеей 1067 миллиметров. В 1963–1978 годах он колесил по дорогам Японии, а позже (1993–2000) эксплуатировался на Сахалине. Тогда же в музей попал еще один ценный экспонат — японский снегоочиститель «Паровой ротор» производства 1936 года, который работал на Сахалине до 1995-го.

Вагон КиХа—58. 2013 г. Автор фото — ufedor.

ТУ7-2507. 2009 г.

В 2007–2008 годах на музейной площадке были установлены уже совсем раритетные экземпляры — узкоколейный (750 миллиметров) паровоз довоенной постройки Новочеркасского локомотивного завода, который в годы войны обслуживал одну из угольных шахт Александровск-Сахалинского района, где и был случайно обнаружен, и такой же узкоколейный тепловоз, продукт Камбарского машиностроительного завода в Удмуртии, в 1980-х работавший на линии Ноглики — Оха.



Кран Сумимото.

2013 г. Автор фото — ufedor.

Двор музея.

2019 г. Автор фото — zabivan.

Если добавить к этому горнопроходческий щит ленинградского производства и другие специальные железнодорожные механизмы разных лет, также выставленные на музейной площадке, станет ясно, что музей будет весьма интересен историку отечественного транспорта и техники, а для железнодорожника — и вовсе обязателен к посещению.







Похожие места

Краеведческий музей им. Дмитрия Каргаполова

Ачинский краеведческий музей основал Д. С. Каргаполов в 1887 г., его имя музей носит с 2002 г. Первые экспонаты музея помещались всего в нескольких шкафах, а сегодня в экспозиция насчитывает около 30 тысяч экспонатов.

Дом начальника горного округа

Дом, в котором расположен краеведческий музей, был построен для Л. И. Лугинина, а позже в нем проживали горные начальники. Здание было частью комплекса, возведенного в традициях дворянских усадеб того времени.

Комплекс усадьбы конца XIX века

Деревянная усадьба купцов Тереньтевых построена в 1989 году и сохранилась до наших дней. Это один из редких уцелевших памятников деревянного зодчества на Севере России.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!