Муромский вантовый мост — самый красивый мост России

Время прочтения: мин.

Современный Муромский вантовый мост построен на месте старинного торгового пути - Муромской дороги. Сейчас - это важная переправа через Оку, часть международного маршрута из Китая в Европу и самый красивый мост России.

Муромский мост, возведенный в 2009 году, — один из самых примечательных архитектурных объектов Нижегородской области. Он занимает особое место среди инженерных сооружений страны — это первый вантовый мост, спроектированный и построенный в России.

Муромский вантовый мост

Территория нижнего и среднего течения Оки — давнее место пересечения торговых путей. В районе современных Навашинского и Вачского районов Нижегородской области пролегала древняя Муромская дорога, связывавшая центральные области государства с осваиваемыми сибирскими землями. Через Муромский тракт шли гужевые обозы с сибирскими товарами и уральским металлом, а в обратную сторону тянулись конвои со ссыльными и переселенцами, искавшими в Сибири лучшей судьбы. Однако стабильное и бесперебойное сообщение между берегами Оки в районе Мурома и Навашино было налажено относительно недавно.


Гужевые повозки, идущие по Сибирскому тракту

Муромский вантовый мост заменил старую понтонную переправу, действовавшую с 1981 года. В зимнее время вместо понтонов движение осуществлялось по льду, а весной и осенью — посредством паромов. Однако медлительные паромы не справлялись с потоком желающих переправиться на другой берег Оки, особенно во время большого наплыва пассажиров в конце весны — зачастую людям приходилось стоять в очереди по нескольку часов. Не спасала положение и понтонная переправа: понтоны приходилось постоянно разводить, чтобы пропустить плывущие по реке суда. Широкие окские половодья также осложняли ситуацию. На зимовку и ремонт понтоны отводили в Навашинский затон, где бригада сварщиков готовила их к новому сезону.


Разводной мост через Оку. Начало XX в.

Переправа связывала две области — Владимирскую и Нижегородскую, однако ближайший полноценный мост через Оку находился в самом Нижнем Новгороде, в 150 километрах от Мурома.

Все это обусловило принятие решения о строительстве моста, способного обеспечить бесперебойную переправу. Возведение вантового моста началось в 2006 году. Дорожное полотно в конструкциях такого типа соединено с несущими пилонами стальными тросами — вантами. Строительство заняло всего три года, и уже 1 октября 2009 года по мосту проехали первые автомобили. Длина моста составляет 1 400 метров, а ширина — 15 метров. Проезжая часть установлена на трех пилонах, один из которых стоит прямо посередине Оки (глубина реки в этом месте составляет около шести метров). Сами опоры имеют высоту 90 метров. Для пешеходов на мосту предусмотрены тротуары.


Муромский вантовый мост

В 2013 году по итогам всенародного голосования, проведенного Федеральным дорожным агентством, Муромский мост получил звание самого красивого моста России. Об этом свидетельствует памятная табличка, укрепленная на одной из его опор. В ветреную погоду ванты моста издают мелодичные звуки, из-за чего местные жители называют его «поющим».


Муромский вантовый мост

Памятная табличка

Однако пропускная способность Муромского моста оказалась недостаточной для обеспечения масштабных международных перевозок — через этот регион проходит строящаяся трасса М-12, которая считается частью международного маршрута Западный Китай — Западная Европа. Поэтому в апреле 2023 года всего в полукилометре ниже по течению Оки был построен второй автомобильный мост. Как и предыдущий, новый мост (также вантовый) возвели в короткие сроки — всего за два с половиной года. Этот мост несколько ниже своего старшего собрата — высота его пилонов (их два) составляет 80 метров, однако он имеет бóльшую длину пролетов и более широкую проезжую часть — по две полосы в каждую сторону. 


Строительство нового моста трассы М12

Строительство нового моста трассы М12

Усилия почти 1,5 тысячи человек и 100 единиц техники позволили соорудить мост с опережением графика на один год. Его пропускная способность — 40 тысяч автомобилей в сутки.



Похожие истории

История появления в Сыктывкаре железной дороги

Проекты строительства железной дороги в Сыктывкаре выдвигали с XIX века, однако происходящие в стране события во многом отдалили ее появление. Первый пассажирский поезд прибыл в город в 1961 году

Солдатская каска СШ-40 — военный символ Лысьвы

Выпускаемые Лысьвенским заводом солдатские каски стали символом Великой Победы. Юрий Никулин, которому каска не раз спасла жизнь, приехал в Лысьву на гастроли после приглашения лысьвенских рабочих.

Уникальный медный котел времен Золотой Орды

Серпухов не раз принимал на себя удар войск Золотой Орды. Медный котел жители Дракино нашли случайно при раскопке огорода. По незнанию в нем несколько лет хранили удобрения, пока он не попал к археологам.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!