Железнодорожная станция Саранска

Время прочтения: мин.

г. Саранск, ул. Вокзальная, д. 7

GPS: 54.195489 , 45.190731

Первый железнодорожный вокзал появился в Саранске в 1890-х годах. В 1941 году построили новое здание в стиле постконструктивизма. Современный вокзал открыт в 2009 году и выдержан в традициях неоклассицизма.

История

Железная дорога появилась в Саранске благодаря стараниям городского головы Дмитрия Ильича Кубанцева (1851–1892). Именно он добился того, чтобы линия строившейся Московско-Казанской железной дороги прошла через Саранск.


Дмитрий Ильич Кубанцев

Строительство железной дороги и станции

В сентябре 1891 года начались работы по возведению вокзала и железнодорожного полотна, а уже с декабря 1893 года движение поездов через станцию Саранск стало регулярным. В 1896 году через город проходило два поезда: ночной в 3 часа 44 минуты и вечерний в 18 часов 50 минут.

Изначально предполагалось построить станцию в центре города в начале Базарной (современной Советской) улицы рядом с поймой реки Инсар. Однако места там было немного, к тому же территория подтапливалась весенними паводками. Строитель саранского участка инженер Ракинт предложил разместить вокзал и станцию в северной части города на большом участке земли, используемом тогда для пастбища, что и было и было принято в качестве решения. В 1890-е годы начальником станции был А. А. Корнеев, в 1906 году — Г. С. Проходцев. Штат станционных служащих состоял из 30 человек.

Первый вокзал

Первый вокзал, построенный в 1890-х годах, был одноэтажным каменным сооружением с двумя деревянными крыльями по бокам. Через центральное здание имелся проход от привокзальной площади к небольшой пассажирской платформе. На площади постоянно дежурили легковые и ломовые извозчики. С 1905 года на станции начали работать два буфета для пассажиров.

Первый железнодорожный вокзал станции Саранск. 1905 г.

От первого железнодорожного вокзала ныне практически ничего не осталось. Он был разобран в 1970-е годы, простояв более 80 лет. Из первоначальных строений сохранилось только двухэтажное кирпичное здание, ныне обшитое сайдингом, — бывшая водонапорная башня.


Середина XX века: новый вокзал

После образования Мордовской автономии и назначения Саранска ее столицей пассажиропоток в городе значительно вырос. К концу 1930-х годов с вокзала ежедневно отправлялось до полутора тысяч человек. Прежнее здание XIX века не было рассчитано на такое количество пассажиров. К тому же дореволюционный вокзал уже не соответствовал статусу «железнодорожных ворот» столицы социалистической Мордовии. Поэтому в Центральной мастерской Союзгипротранса был заказан проект нового вокзала. Его авторами стали архитекторы К.Г. Рагулин и И.А. Ревекин.


Железнодорожный вокзал станции Саранск. 1960 г.

Строительство нового вокзала шло с 1937 по 1941 год. Двухэтажное здание, простоявшее до 2006 года, было построено в стиле провинциального постконструктивизма. Оно имело традиционную симметричную планировку, в нишах фасада были установлены четыре бетонные скульптуры — красноармеец и колхозница, олицетворявшие советский народ, и рабочий и инженер, представляющие тружеников железных дорог.


Памятник покорителям стратосферы. Современное фото. Автор фото – mamlas.

В январе 1963 года на привокзальной площади был установлен памятник покорителям стратосферы, погибшим в 1934 году на территории Мордовии — героям-стратонавтам Павлу Федосеенко, Андрею Васенко и Илье Усыскину.

Памятник стал одним из символов Саранска советского периода. Авторы монумента — скульптор Алексей Письменный и архитектор Алексей Душкин. В 2008 году была проведена масштабная реконструкция железнодорожной станции, в ходе которой площадь комплекса увеличилась более чем в два раза.


Снос старого вокзала. 2008 г.

Современное здание вокзала

Третье по счету здание саранского железнодорожного вокзала, построенное по проекту архитектора Сергея Ходнева, было сдано в эксплуатацию в 2009 году. По своим размерам и монументальности новый вокзал может конкурировать с другими советскими постройками подобного типа. Он выдержан в традициях неоклассицизма, сочетающегося с постмодернизмом. Красный и белый цвета вокзала — отсылка к любимым цветам мордовского народа и традиционной мордовской вышивке красными нитками на белых рубахах.

Вид на современный вокзал со стороны железнодорожных путей. 2010 г.




Похожие места

Златоуст — один из ключевых железнодорожных узлов страны

Рельсовый путь через Златоуст должен был соединить центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком, поэтому имел стратегическое значение.

Вокзал Майкопа

Идеи провести железную дорогу до Майкопа и построить вокзал возникали задолго до начала строительства. Долгие десятилетия жители безуспешно пытались доказать необходимость дороги. Ее открыли только в 1910 году, построив величественный вокзал.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железная дорога в Усть-Катаве появилась в 1889 году, сыграв ключевую роль в развитии города и его заводов. Это открыло новые экономические возможности и упростило транспортировку продукции.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!