Железнодорожная станция Оренбурга

Время прочтения: мин.

г. Оренбург, Привокзальная пл., д. 1

GPS: 51.776352 , 55.074830

Один из важнейших железнодорожных узлов России был построен в Оренбурге по проекту генерал-губернатора Николая Крыжановского в 1876 году. Историческое здание вокзала соединяет в себе разные стилевые мотивы.

История

Железная дорога в Оренбуржье появилась благодаря инициативе Оренбургского генерал-губернатора Николая Андреевича Крыжановского. Именно он осознал важность транспортных связей края с другими частями Российской империи. Первый поезд по железной дороге из Самары прибыл в 1876 году.


Крыжановский Н. А.

Инициатива генерал-губернатора Н. А. Крыжановского

В 1866 году пост Оренбургского генерал-губернатора занял генерал от артиллерии Николай Андреевич Крыжановский — человек прямой, по-военному жесткий, но при этом сторонник реформ и просвещения. Он сразу же понял, что Оренбургу, являющемуся одним из крупнейших в Российской империи центров торговли с Востоком, нужна железная дорога, которая связала бы его с Поволжьем и другими губерниями, и приступил к действиям.

Вокзал Оренбург

В 1867 году он организовал изыскания, а уже в следующем году представил императору и Комитету министров предварительный проект строительства железной дороги от Оренбурга до Самары и Сызрани. К 1870 году Крыжановскому удалось добиться включения строительства дороги в план развития общей железнодорожной сети страны. 


В 1873 году было создано Оренбургское акционерное общество по строительству железной дороги и утвержден его устав, а в 1874 году началось строительство частной железной дороги от правого берега Волги у станции Батраки Моршанско-Сызранской железной дороги до Оренбурга через Самару. Строительство шло одновременно на нескольких участках, на некоторых из них требовалось возведение железнодорожных мостов через Волгу и через Сакмару.

Вокзал Оренбурга

Вместе с укладкой железной дороги шло строительство вокзала в Оренбурге. В октябре 1876 года к уже построенному вокзалу подошел первый пробный поезд из Самары. Через два месяца, 31 декабря 1876 года (по другим данным, это случилось 1 января 1877 года) состоялось официальное открытие вокзала.

Вокзал Оренбург

Большое просторное здание вокзала дворцового типа в духе классической эклектики второй половины ХIХ века соединяло разные стилевые мотивы классицизма, барокко и ренессанса. Его архитектор неизвестен. Фасады вокзала богато декорированы лепными архитектурными деталями, над главным входом с выступающим на первом этаже объемом, оформленным тремя арками, расположен просторный балкон. В последующем здание вокзала многократно перестраивалось, но более поздние пристройки и надстройки сохранили первоначальные стилевые особенности.

Экономическое значение железной дороги. Продление до Ташкента

Открытие железной дороги до Оренбурга, полноценная эксплуатация которой началась после завершения в 1880 году строительства железнодорожного моста через Волгу, сыграло огромную роль в экономическом развитии региона, усилив товарообмен. Особенно быстро росла торговля хлебом, что, в свою очередь, стимулировало развитие мукомольной промышленности.

Общий вид железнодорожного вокзала в Оренбурге 2017 г.

В 1893 году Оренбургская железная дорога была выкуплена у акционерного общества государством и присоединена к Самаро-Златоустовской железной дороге. К этому времени Оренбургская дума уже не раз поднимала вопрос о необходимости продления железнодорожной магистрали на восток, в сторону Ташкента. Благодаря ее неоднократным ходатайствам в 1901 году началось строительство ветки Оренбург — Ташкент протяженностью более 1,8 тысячи километров. В 1905 году была открыта ее северная часть, а в январе 1906 — южная. Это была первая железнодорожная магистраль, связавшая российскую сеть железных дорог со Средней Азией.

Реконструкция вокзала

К 1917 году Оренбург стал одним из важнейших железнодорожных узлов России. Он остается таковым по сей день, входя в состав Южно-Уральской железной дороги — одного из 16 территориальных филиалов РЖД. Поезда отсюда идут как в российские города, так и в Казахстан, Узбекистан, Киргизию.

Общий вид железнодорожного вокзала в Оренбурге 2017 г.

Увеличение пассажиропотока потребовало расширение вокзала в Оренбурге. Первая его реконструкция состоялась еще в 1935 году. Тогда были выполнены одноэтажные боковые пристройки, увеличившие площадь внутренних помещений почти в два раза. В 1960-х годах над ними надстроили второй этаж. В конце 1990-х годов рядом со старым вокзалом построили новый сервисный центр, спроектированный по передовым технологиям. Историческое здание вокзала было отреставрировано в 2003–2007 годах.

Общий вид железнодорожного вокзала в Оренбурге 2017 г.

Похожие места

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Узловая станция Орловско-Курского региона Московской железной дороги. Здание городского вокзала построено в 1950-х годах в стиле советского монументализма.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Проект строительства железной дороги через Вельск был инициирован в 1860-х годах, но начался только в конце 1920-х годов, завершившись в 1942 году. В результате железная дорога, возведённая в тяжёлых условиях, стала важным экономическим и военно-стратегическим объектом, а современный вокзал Вельска продолжает служить ключевым транспортным узлом в северной части России.

Вокзал Кемерово. Точка опоры железного скелета Кузбасса

Значение железнодорожного вокзала для города сложно переоценить. Здесь курсируют пассажирские и грузовые поезда, связывающие регион с европейской частью России.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!