Железная дорога и вокзал в Благовещенске

Долгое время экономическое процветание Благовещенску обеспечивало его выгодное географическое положение в месте слияния двух судоходных рек. Но случилось так, что в конце XIX века экономический прогресс пошел в обход амурской столицы. Транссибирская магистраль, согласно первоначальному плану, должна была проходить вдоль левого берега Амура (изыскательские работы начались здесь еще в 1894 году), однако в ходе реализации этого грандиозного проекта в Петербурге решили укоротить и спрямить Транссиб

Забайкальская железная дорога

Основным средством перемещения людей, грузов и почты в Благовещенске остался речной транспорт. К сожалению, во время летнего обмеления Амура он работал нестабильно, а во время ледохода речное сообщение прекращалось совершенно. В таких условиях Благовещенск начал катастрофически терять былую экономическую привлекательность, газеты стали называть его «транспортным тупиком» и пророчили скорое запустение. Отсутствие железной дороги ставило под угрозу и безопасность приграничного города. В этом его жители вполне убедились во время летней осады китайских инсургентов в 1900 году, когда из-за обмеления Амура горожанам две недели пришлось дожидаться подкрепления.

Набережная Благовещенска

В 1902 году городской голова Благовещенска Александр Васильевич Кириллов направил в Министерство путей сообщения обстоятельную записку «О необходимости и важности соединения города Благовещенска рельсовым путем со Сретенском». Справедливость его доводов подтвердила и проигранная Россией война с Японией, по окончании которой правительство вернулось к идее прокладки дальневосточной части Транссиба по русской территории. Перед депутатами Государственной думы и членами Государственного совета этот проект лично отстаивал премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин.


Петр Аркадьевич Столыпин

Премьер-министр

Масштабные работы по возведению конечного отрезка Транссиба — Амурской железной дороги — общей протяженностью свыше двух тысяч километров продолжались с 1907 по 1916 год. Поскольку стратегически важная транспортная артерия не могла находиться в непосредственной близости от государственной границы, ее проложили в 108 километрах севернее Благовещенска, соединив город с Транссибом специальной веткой. Дорогу вводили в эксплуатацию участками. 6 декабря 1913 года состоялось торжественное открытие Благовещенской железнодорожной станции — отсюда отправился первый поезд в направлении Петербурга. В 1959 году Амурская дорога стала частью Забайкальской железной дороги.

Историческое фото вокзала в Благовещенске

Благовещенский вокзал

Каменное и отлично сохранившееся здание Благовещенского железнодорожного вокзала построили в 1908–1915 годах на северной окраине города. Имя его архитектора достоверно не установлено, хотя авторство часто приписывают В. К. Олтаржевскому и В. Л. Гофману. Здание вокзала выполнено в псевдорусском стиле с характерным для него сочетанием элементов традиционной русской архитектуры с приемами модерна. Подобно Ярославскому вокзалу в Москве, Благовещенский вокзал напоминает русский теремной дворец. В его зале ожидания находился список главной приамурской святыни — Албазинской иконы Божией Матери. С 1995 года Благовещенский вокзал имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Исторические фотографии Благовещенска





Постепенно сложился и ансамбль Привокзальной площади. В середине 1990-х годов были кардинально реконструированы и приведены в архитектурно-стилевое соответствие с вокзалом два административных корпуса Забайкальской железной дороги, построенных на площади в советские годы.




Похожие истории

Железная дорога и вокзал Рыбинска

В конце XIX века в Рыбинске построили железную дорогу, которая ускорила экономический рост города. Первый деревянный вокзал возвели в 1903 году. Новое здание, которое работает и сейчас, появилось после пожара.

Вокзал Сочи

Идея построить железную дорогу в Сочи появилась еще в XIX веке. Несмотря на сложный рельеф и высокую стоимость строительства, железную дорогу возвели, и теперь Сочи — крупнейший транспортный узел Южного побережья России.

Вокзал как эпоха

К 1867 году Иваново, Шуя и Вичуга уже определились как крупнейшие центры текстильной промышленности России. Спрос на продукцию рос быстро, число занятых в производстве и торговле увеличивалось ещё быстрее, а обозы продолжали тянуться до Москвы бесконечно долго…