История Новочеркасского вокзала

Время прочтения: мин.

Первый деревянный вокзал в Новочеркасске появился в 1870-х годах. В ХХ веке на том же месте возвели каменное здание, но в войну его разрушили. В 1950-х годах построили новый вокзал в стиле сталинского ампира.

История

Грушевско-Донскую железную дорогу проложили в 1860-х годах для перевозки грушевского высококачественного антрацита, а здание вокзала в Новочеркасске впервые появилось в 1870-х.

Разлив реки у вокзала в Новочеркасске. 1900—1917 гг.

Месторождения высококачественного антрацита на речке Грушевке, протекающей по территории современной Ростовской области, были известны давно, но их промышленная разработка началась только в 1830-х годах. В 1837 году на Грушевке работало всего три шахты, спустя два года добыча составила 250 тонн, а к 1860 году уже превысила 48 тысяч тонн. Грушевский антрацит покупали в Ростове, Новочеркасске и Таганроге, но долгое время большой проблемой оставалась доставка. Уголь на волах перевозили к Дону, к станице Мелеховской в семи верстах от Новочеркасска, а оттуда на баржах и барках отправляли заказчикам. Такая транспортировка была неудобной, сезонной и настолько дорогой, что, например, русскому Черноморскому флоту было рентабельнее использовать британский уголь кардиф.

В марте 1860 года генерал от кавалерии и наказной атаман Донского казачьего войска Михаил Григорьевич Хомутов ходатайствовал перед военным министром о проведении железной дороги, которая кратчайшим путем связала бы Грушевские антрацитовые рудники с Доном. Высочайшим указом для строительства Грушевско-Донской стальной магистрали был образован специальный комитет, и уже в 1861 году проект дороги утвердил военный министр. Ответственным за строительство назначили донского инженера-полковника Валериана Александровича Панаева, поставщиками выступили крупные новочеркасские предприниматели — купец А. Н. Сербинов, углепромышленник С. Н. Кошкин и другие, часть конструкций и оборудования была закуплена в Западной Европе.


Михаил Григорьевич Хомутов

Возведение дороги началось 2 апреля 1861 года в двух верстах от Новочеркасска. Инициатор строительства, атаман Хомутов, лично отвез первую тачку грунта. Его примеру последовали сотрудники Войскового штаба и железнодорожные чины.

66-верстную линию от станицы Грушевской (ныне — город Шахты) через Новочеркасск до станицы Аксайской (город Аксай) прокладывали два с половиной года и сдали в эксплуатацию в конце 1863-го. Она стала одной из первых российских железных дорог. Ее основной задачей была доставка каменного угля к донским пристаням, но перевозила она и пассажиров. Дорогу обслуживали четыре паровоза бельгийского производства (каждому дали имя — «Казак», «Ермак», «Атаман» и «Грушевский»), 160 грузовых вагонов для перевозки угля, 14 пассажирских и два багажных вагона.


Железнодорожный вокзал в Новочеркасске. 1863—1865 гг. Автор — Т. Иванова

В 1868 году дорогу продолжили до Ростова-на-Дону, затем провели на Кавказ, а в западном направлении — до Москвы. К 1872 году Новочеркасск стал узловой станцией, связывавшей юг страны с центральным промышленным районом России. Грушевско-Аксайская железная дорога стала предшественницей нынешней Северо-Кавказской — СКЖД.

Первый деревянный железнодорожный вокзал в Новочеркасске появился в 1870-х годах. В начале ХХ века на том же месте возвели двухэтажное каменное здание. Автор проекта неизвестен. Во время Великой Отечественной войны здание вокзала было разрушено, а в 1950-х годах отстроено заново на старом фундаменте в стиле сталинского ампира.


Железнодорожный вокзал в Новочеркасске. 1951—1960 гг.

Железнодорожный вокзал в Новочеркасске. 1971—1979 гг.

Железнодорожный вокзал в Новочеркасске. 1971—1979 гг.

Станция Новочеркасск Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги обслуживает пассажирские поезда и грузовые составы. Помимо нее в городе расположены еще две железнодорожные станции (грузовая Хотунок и промежуточная Локомотивстрой), а также два остановочных пункта.

Станция Новочеркасск

Вокзал железнодорожной станции в Новочеркасске




Похожие истории

Ангарск — «дитя лагерной зоны»?

Кто на самом деле построил Ангарск — комсомольцы-добровольцы или заключенные Китойлага?

Алтайский тракторный завод — судьба нашего города!

В условиях войны, 12 ноября 1941 года, Рубцовск стал центром тракторостроения. Эвакуированные специалисты из Харькова и новая инфраструктура позволили запустить производство, которое обеспечивало фронт необходимой техникой.

Майкопский «чумной бунт» 1891 года

В 1891 году в Майкопе произошла вспышка чумы крупного рогатого скота. Власти потребовали изолировать животных, но крестьяне воспротивились такому отъему. На подавление бунта бросили военных.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!