GPS: 54.947452 , 31.064418
Станция Рудня в Смоленской области относится к Московской железной дороге и расположена на улице Станционной в западной части города.
История железнодорожного сообщения в городе начинается в середине XIX века. Развитие железных дорог изменило судьбу Рудни, которая продолжала восстанавливаться после наполеоновских войн и не имела больших перспектив. В 1856 году через город прошло шоссе Витебск — Смоленск, что способствовало развитию торговли и увеличению численности населения Рудни. Одновременно началось строительство Орловско-Витебской железной дороги, которая в 1895 году вошла в состав Риго-Орловской железной дороги. Она объединяла три железнодорожные линии: Риго-Двинскую, Двинско-Витебскую и Орловско-Витебскую с управлением в Риге.
Станция Рудня была открыта как часть Орловско-Витебской железной дороги, и полноценное движение по ней началось в 1868 году. Это было первое железнодорожное сообщение, проходившее по территории Смоленской губернии, включая и Рудню. Согласно отчётам того времени, через эту дорогу ежегодно перевозили до 500 тысяч человек и 114 миллионов пудов грузов, а обслуживали её около четырёх тысяч человек. Эта железная дорога сыграла важную роль в российской транспортной системе, соединяя центральные города с балтийскими портами через белорусские территории.
В 1868 году железнодорожный вокзал в Рудне представлял собой двухэтажное деревянное здание с четырёхскатной крышей лазурного цвета. Большие окна украшали резные наличники, а центральная башенная часть обеспечивала хороший обзор за железнодорожным полотном и прилегающей территорией.
Во время Великой Отечественной войны здание вокзала было разрушено, его восстановление началось в 1950-е годы. После недавнего ремонта здание стало более торжественным, особенно центральная его часть с высокими арочными окнами. В настоящее время станция Рудня обслуживает пассажирские поезда по маршрутам Смоленск — Санкт-Петербург — Смоленск, Москва — Полоцк — Москва, а также пригородные поезда Смоленск — Рудня — Смоленск.
Сегодня на станции созданы комфортные условия для прибывающих и ожидающих поездов пассажиров. Вход в здание беспрепятственно осуществляется со стороны перрона, что делает доступ к станции удобным для всех категорий пассажиров. В небольшом зале ожидания есть специально выделенная зона для маломобильных граждан. Работу железнодорожной станции обеспечивает современная автоматизированная система дистанционного управления, гарантирующая её надёжную и бесперебойную работу.
В непосредственной близости от вокзала расположена автобусная остановка, удобная для пересадки с одного вида транспорта на другой. На фасаде здания вокзала размещён QR-код, с помощью которого можно получить доступ к информации о его истории.
Также на фасаде установлена мемориальная доска, посвящённая трагическим событиям 12 июля 1941 года. В этот день фашистская авиация совершила бомбардировку, в результате которой были уничтожены санитарные эшелоны с ранеными красноармейцами и поезда, перевозившие беженцев и детей, эвакуированных из белорусских детских домов.
28 февраля 1995 года, в соответствии с решением Смоленской областной думы «О сохранении культурного наследия Смоленской области», здание железнодорожного вокзала в Рудне было включено в список памятников истории и культуры Смоленской области.