Духовская церковь. «Храм под звоном»

Время прочтения: мин.

г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра

GPS: 56.309968 , 38.130180

Духовская церковь построена в 1470-х годах. На протяжении первых веков существования ее стены оставались чистыми и были расписаны в 1655 году по указу патриарха Никона. Церковь действует и в наши дни.

История

Эпитет «уникальный» в полной мере подходит к каждому зданию в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой лавры. Однако церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, именуемая в просторечии Духовской или Сошественской, — вторая каменная постройка обители после Троицкого собора — практически не имеет архитектурных аналогов. 




Духовская церковь в Сергиевом Посаде

Храм был построен в 1470-х годах артелью псковских мастеров в характерном для новгородско-псковского зодчества лаконичном стиле, обозначенном в летописях как «церковь иже под колоколы». Это редкий тип храма, совмещенного со звонницей. В подкупольный барабан Духовской церкви встроено небольшое пространство для размещения колоколов. Первоначально звонили в колокола «по-псковски» — раскачивая с земли балки, на которых они были закреплены. В годы осады монастыря польско-литовскими войсками (1608–1610) на звоннице Духовской церкви висел «всполошный» набатный колокол, звавший защитников обители на бой. Духовская церковь — древнейшая из сохранившихся построек данного типа. При возведении церкви для композиционного единства за основу были взяты уменьшенные пропорции Троицкого собора, и даже высота двух церквей одинаковая — 30 метров. 



Духовская церковь 1859 г. Фрагмент литографии

Резной декор стен трехапсидного (апсида — алтарный выступ на восточной стене храма) одноглавого храма и высокого барабана перекликается с орнаментом белокаменных стен Троицкого собора. Но построенная на полстолетия позже Духовская церковь выполнена из кирпича, вошедшего к этому времени в употребление, а не из белого камня. В оформлении внешнего облика церкви чувствуется влияние итальянских мастеров, присутствие которых в Московии конца XV века возросло. Исследователи указывают на сходство гирлянд с полуколоннами на стенах храма с декором греческой церкви Пресвятой Богородицы в Мистре (1428). 

Внутреннее убранство Духовской церкви в Сергиевом Посаде

На протяжении первых веков существования церкви ее внутренние стены оставались чистыми и были расписаны лишь в 1655 году по указу патриарха Никона и на выделенные им средства. Украшение церкви продолжил митрополит Московский Платон (Левшин), заказавший в 1778 году для церкви иконостас. В XIX веке он был заменен на иконостас розового дерева, выполненный в мастерских Лавры. 



Внутреннее убранство Духовской церкви в Сергиевом Посаде

Рака с мощами Максима Грека 2001 г.

Похожие места

Церковь Константина и Елены. Памятник архитектуры, ожидающий реставрации

Церковь царя Константина и царицы Елены XVIII века, ждет реставрации, но ранее ее облик напоминал посадские церкви петровской эпохи. В 1920-е здесь находился образ Спаса из закрытого Преображенского храма.

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь — древняя обитель XIV века

На освящении придела Троицкого собора присутствовал сам Иван Грозный с женой. Монастырь пережил Смуту, разорение и расцвет, но был упразднён после революции. Возрождение обители началось лишь в конце ХХ века.

Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира

Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира считается визитной карточкой Астрахани. Он возведен в 1902 году. В годы советской власти его закрыли и отдали под автовокзал, храм вернули верующим в 1999 году.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!