Алапаевская узкоколейная железная дорога

Время прочтения: мин.

Алапаевская узкоколейная железная дорога — самая протяженная из ныне действующих в России. История ее появления связана с развитием железоделательного производства.

Промышленная узкоколейка

В конце XIX века главное правление Алапаевских заводов озаботилось проблемой подвоза сырья. В 1893 году решили построить узкоколейную железную дорогу, по которой древесный уголь будет доставляться из углевыжигательных заведений в Алапаевск. Через год приступили к работе, а в 1898 году первый участок до станции Мугай официально открыли. Ширина колеи составляла 750 миллиметров. Паровозное депо обустроили на территории Алапаевского завода.

Алапаевская узкоколейная железная дорога

Первые паровозы типа «Компаунд» доставили из Франции, их отапливали дровами. На каждой станции дороги был дровяной пункт для снабжения паровозов. До 1917 года удалось продлить главную линию до станции Полуденка и приступить к строительству Строкинской линии: от станции Яковлевская (ныне — Советская) до Строкинки и далее до Паньшинского углевыжигательного заведения.

Схема линий Алапаевской узкоколейной железной дороги

В 1918–1936 годах дорога находилась в подчинении Алапаевского металлургического завода. В это время открылся новый участок от Алапаевского до Нейво-Шайтанского завода — станции Сусан. В 1936 году металлургические заводы перешли на потребление каменного угля и кокса. Узкоколейку, по которой доставлялся преимущественно лес, передали тресту «Алапаевсклес». К началу войны ее протяженность достигла 286 километров, Строкинская линия стала главной магистралью.

Строкинка в Алапаевском районе

 В послевоенные десятилетия лесная промышленность развивалась и это влияло на активизацию железнодорожного строительства: в 1954 году главную линию довели до станции Санкино, в 1967 году — до станции Калач. В 1990-е годы лесное хозяйство пришло в упадок, отдельные участки узкоколейки были разобраны, однако главную магистраль удалось сохранить — по ней до сих пор перевозят пассажиров. Сегодня протяженность дороги составляет 177 километров.

Перегон Калач Алапаевской узкоколейной железной дороги

В 1990 году в Алапаевске открылся Музей истории Алапаевской узкоколейной железной дороги. Он располагается в помещении бывшего электроцеха узкоколейки по улице Бочкарева, 73, корпус 11, а также включает экспозицию на открытом воздухе.

Музей Алапаевской узкоколейной железной дороги

Депо Алапаевской узкоколейной железной дороги. 2013 г.

Похожие предметы

Арт-объект «Ладожская нерпа»

Необычная скульптура стоит на набережной близ речного вокзала: ладожская нерпа -  символ карельской фауны и любимое животное местных жителей.

Паровоз Ел–629

Памятник был установлен в октябре 1972 года, как напоминание о борьбе за установление советской власти на Дальнем Востоке.

Чугунная пушка из собрания Сарапульского музея

Эксперты до сих пор спорят о том, где и как была отлита легендарная пушка, которая хранится в коллекции историко-архитектурного музея: изготовил ли её один из российских заводов или шведский король подарил её Петру I.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!