Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

ул. Вокзальная, д. 1

GPS: 52.464653 , 44.191421

К концу XIX века в России были завершены основные линии Юго-Восточной железной дороги, включая пути через Сердобск. В советский период станция играла важную роль, обеспечивая бесперебойную работу прифронтовой магистрали. Сегодня станция продолжает обслуживать пассажирские и грузовые потоки, оставаясь частью Юго-Восточной железной дороги.

История

После Крымской войны в России началось активное строительство железных дорог, поскольку стало очевидным, что стране нужна развитая транспортная инфраструктура. В 1865 году было создано Министерство пути сообщения, которое ежегодно занималось строительством 1,5–2,5 тысячи километров железнодорожных путей. В эти годы железная дорога начала проникать в южные районы европейской части России, ранее остававшиеся на периферии таких проектов. В 1866 году была открыта линия от Москвы до Козлова (сегодня Мичуринск), которую позже продлили до Воронежа, а к 1871 году — до Ростова. В 1893 году Козловско-Воронежско-Ростовская железная дорога объединилась с Грязе-Царицынской, сформировав Юго-Восточную железную дорогу с главной конторой в Воронеже.

Строительство железной дороги через город Сердобск. 1893 г.

К концу XIX века большинство линий Юго-Восточной железной дороги, существующих до сих пор, были завершены. Так, в 1894 году Сердобск был соединён железной дорогой со станцией Ртищево, а через два года эта магистраль продолжилась до станции Таволжанка в Саратовской губернии. Кроме того, через Сердобск пролегла линия Ртищево — Пенза Рязано-Уральской железной дороги, которая теперь является частью Приволжской железной дороги. Появление станции в Сердобске упростило торговлю хлебом и скотом, основными ресурсами уезда в дореволюционные времена. В советское время станция стала ещё важнее для города. К началу 1940-х годов в Сердобске насчитывалось более 50 промышленных предприятий. Во время Великой Отечественной войны Юго-Восточная железная дорога стала прифронтовой и частично фронтовой магистралью, и сердобские железнодорожники сыграли важную роль в обеспечении её бесперебойной работы. В 1956 году на участке железной дороги начал курсировать первый тепловоз, а позже была проведена электрификация.

Станция Ртищево. Общий вид. 1912 г.

Паровоз-кукушка на территории машиностроительного завода г. Сердобска. 1967 г.

Первый вокзал в Сердобске был построен в 1896 году. Это деревянное здание простояло до 1986 года, когда его снесли из-за ветхости. На месте старого вокзала возвели современное бетонное здание, украшенное большими стилизованными часами с кукушкой, отсылкой к продукции Сердобского часового завода, известного в советские годы.

Здание железнодорожного вокзала

На станции некоторое время служил начальником Иван Иванович Озолин (1873–1913), железнодорожник латышского происхождения. В 1908 году его перевели на станцию Астапово в Тамбовской губернии, где в 1910 году он стал свидетелем смерти Л. Н. Толстого. Это событие сильно повлияло на него и, вероятно, привело к ранней смерти. Один из его сыновей, Артур Озолин (1907–1997), родился в Сердобске и стал известным доктором исторических наук, специалистом по средневековой истории Чехии.

И. И. Озолин. 1910 г. Ст. Астапово

В середине 1920-х годов начальником станции был Иван Анисимович Николаев, известный своим увлечением пением. Он организовал вокальный ансамбль, в котором начинал свою творческую карьеру Анатолий Иванович Орфёнов (1908–1987), впоследствии ставший артистом Большого театра и заслуженным артистом РСФСР.

ГАБТ. А. Орфенов в заглавной партии в опере Ш. Гуно «Фауст». 1949 г. Автор фото С. М. Мишин-Моргенштерн

В наши дни станция Сердобск продолжает функционировать в составе Юго-Восточной железной дороги, которая с 2003 года является филиалом ОАО «Российские железные дороги». Ежедневно через Сердобск проходит более дюжины поездов дальнего следования.

Похожие места

Вокзал Сергиева Посада. Детище семьи Мамонтовых

Сергиев Посад издревле был местом паломничества. Открытая в 1862 году железная дорога только усилила приток верующих. В том же году открыли деревянный вокзал, богато украшенный резьбой.

Курский вокзал

До недавнего времени Курский вокзал был одной из самых оживленных станций Курского и Горьковского направлений. Каждая реконструкция здания вокзала меняла его облик под стать эпохе.

Железнодорожная станция Лабытнанги

Ближайшая к Салехарду железнодорожная станция находится в городе Лабытнанги. В Салехарде могла появиться и своя станция, но стройка, официально названная «№ 501 ГУЛАГа», была заброшена после смерти Сталина.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!