Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

Вологодская область, г. Грязовец, ул. Привокзальная, 4

GPS: 58.884193 , 40.230134

Железная дорога пришла в Грязовец в 1870-х годах. Существовал другой вариант прокладки полотна, в котором станция Грязовец была не предусмотрена. Несмотря на сложности, 20 июня 1872 г. открылась железнодорожная станция Грязовец.

История

Строительство железнодорожной линии, связавшей Вологодскую губернию с центром страны, осуществлялось Обществом Московско-Ярославской железной дороги. В 1869 году директорами правления общества были Фёдор Васильевич Чижов и Иван Фёдорович Мамонтов. Они исследовали вопрос прокладки железнодорожного пути. К этому моменту железнодорожное сообщение уже связывало Москву и Ярославль, и члены Общества полагали, что линию нужно продолжить на север.



В апреле 1869 года Ф. В. Чижов обратился к вологодскому губернатору с предложением проложить узкоколейную дорогу от станции Урочь через Данилов и Грязовец до Вологды. Эта дорога сильно упростила бы доставку грузов из губерний Центральной России к Вологде. Отсюда до Архангельска грузы предполагалось возить уже существовавшим речным маршрутом. Путь до Архангельска занимал 10 дней, а оттуда в течение недели груз можно было доставить в Англию. Для постройки дороги местные общества должны были ходатайствовать об этом перед правительством, безвозмездно уступить земли под прокладку железнодорожного полотна и выкупить акции. Чижов изложил планы Общества в особом письме, адресованном грязовецкому уездному предводителю дворянства.



Новость о строительстве железной дороги породила жаркие дискуссии среди дворян и купечества Вологодской губернии. В Грязовце её восприняли с большим воодушевлением. Жители города и уезда объявили о готовности уступить земли, а некоторые землевладельцы намеревались тут же подписать соответствующие акты о передаче земель.


Однако в Вологде предложенный Чижовым маршрут дороги вызвал сомнения. Представители дворянства и купеческого сословия предложили направить дорогу из Вологды через Пошехонье на Рыбинск, не заходя в Грязовец. Из Рыбинска товары отправлялись в Петербургский порт. Этот торговый путь представлялся им более выгодным для губернии. Помимо этого, уже существовали планы соединить железнодорожной веткой Рыбинск и Бологое, а это прямой путь в столицу.



Компромиссный вариант предложил губернатор Станислав Фаддеевич Хоминский. Согласно его плану, железную дорогу нужно было провести от Вологды между Пошехоньем и Даниловым, не доходя до Романо-Борисоглебска, и пустить две ветки: на Рыбинск и Ярославль. В этом проекте Грязовец тоже оставался в стороне. Ярославская общественность поначалу склонялась к варианту дороги на Рыбинск, но в мае 1869 года единогласно высказалась за строительство линии от Вологды на Ярославль. Этот проект отстаивало и Общество Московско-Ярославской железной дороги. Именно о строительстве этого маршрута ходатайствовала депутация, направленная в столицу губернатором Хоминским. В неё входили представители вологодского земства, городских обществ Вологды и Грязовца.



Разрешение на строительство железнодорожной линии было получено 24 июня 1870 года. Паровозы, тендеры, вагоны, запчасти для подвижного состава и иное оборудование разрешалось беспошлинно ввозить из-за границы. Первые работы по строительству путей начались 4 июня 1871 года. Вместе с путями начали строить и здание первого вокзала в Грязовце. 


Здание грязовецкого вокзала было деревянным, внешне походило на первый вологодский вокзал и было типичным для того времени. Оно представляло собой несколько объединённых между собой срубов и пристроек, обшитых тёсом. Особым декором здание не отличалось. На станции работал буфет. Рядом с вокзалом находилась небольшая площадь, на которой в 1882 году возвели каменную часовню во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. В 1911–1913 годах участок дороги Ярославль — Вологда переложили, сделав широкую колею.



В 1965 году деревянный вокзал разобрали. Теперь на его месте находится железнодорожный перрон. К этому времени уже работал новый каменный вокзал. Именно он сейчас принимает пассажиров на станции Грязовец. Несколько эпизодов в киноленте Карена Шахназарова «Город Зеро», вышедшей на экраны в 1988 году, были сняты именно на этом вокзале. 



Похожие места

Железнодорожная станция Лабытнанги

Ближайшая к Салехарду железнодорожная станция находится в городе Лабытнанги. В Салехарде могла появиться и своя станция, но стройка, официально названная «№ 501 ГУЛАГа», была заброшена после смерти Сталина.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железная дорога появилась в городе в 1989 году. Сегодня железнодорожный вокзал и станция Глазов относятся к Кировскому отделению Горьковской железной дороги.

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Узловая станция Орловско-Курского региона Московской железной дороги. Здание городского вокзала построено в 1950-х годах в стиле советского монументализма.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!