Золотоордынское тондо — найденная на территории Селитренного городища мозаичная вставка с орнаментом посередине и персидской надписью по краям: «Мир — узелок на волоске судьбы, а правитель — пастырь, надежное упование и крепкая власть, и счастливая доля».
Золотоордынское тондо. XIV в.
Тондо (от итальянского tondo — круглый) в искусствоведении обычно называют изображения, вписанные в круг. Золотоордынское тондо представлено в экспозиции Астраханского краеведческого музея, это образец архитектурной керамики эпохи Золотой Орды, возможно, украшавший ханский дворец. Изготавливались такие вставки из обожженного кашина — светлого силикатного теста, состоящего из песка, каолина и полевого шпата в качестве клея. Обнаруженные в составе золотоордынского тондо естественные примеси извести говорят о его местном производстве.
Золотоордынское тондо в экспозиции Астраханского краеведческого музея. XIV в.
Кашинная керамика встречается в культурных слоях XIII–XIV веков многих русских средневековых городов, но в подавляющем большинстве это — посуда. Кашинная мозаика в золотоордынских городах появилась под влиянием хорезмийского керамического производства. В свою очередь, в Средней Азии кашинная архитектурная керамика известна еще с XII века.
Астраханское ханство
Археологический комплекс «Селитренное городище»
Раскопки на Селитренном городище в Астраханской области. 2022 г.
На кашинную основу наносили глазурь или эмаль, затем обжигали в керамических печах. Мозаики изготавливали из элементов, выпиленных из одноцветных майоликовых плит, которые подгоняли по рисунку, а с обратной стороны заливали гипсом. Полученными в результате мозаичными вставками украшали стены, порталы, арки, внутренние своды куполов, иногда надгробия.
Хоругвь расписана священником Иваном Федоровым в XVIII веке. На одной ее стороне изображен Иоанн Богослов, на другой — архангел Михаил. В 1812 году она стала православным символом для ополченцев всего уезда.
На Сахалине у Японии появилась первая сухопутная государственная граница, что привлекало туристов. Однако в 1938 году экскурсии были запрещены, а реплика пограничного столба была установлена в музее Тоехары.
В устье реки Худес — месте ее впадения в Кубань — лежит огромный валун из андезита, по форме напоминающий сердце. С ним связано множество преданий.