Золотордынское тондо. Архитектурная керамика

Время прочтения: мин.

В Селитренном городище было найдено золотоордынское тондо. Сейчас оно представлено в экспозиции Астраханского краеведческого музея, это образец архитектурной керамики эпохи Золотой Орды.

История

Золотоордынское тондо — найденная на территории Селитренного городища мозаичная вставка с орнаментом посередине и персидской надписью по краям: «Мир — узелок на волоске судьбы, а правитель — пастырь, надежное упование и крепкая власть, и счастливая доля».

Золотоордынское тондо. XIV в.

Тондо (от итальянского tondo — круглый) в искусствоведении обычно называют изображения, вписанные в круг. Золотоордынское тондо представлено в экспозиции Астраханского краеведческого музея, это образец архитектурной керамики эпохи Золотой Орды, возможно, украшавший ханский дворец. Изготавливались такие вставки из обожженного кашина — светлого силикатного теста, состоящего из песка, каолина и полевого шпата в качестве клея. Обнаруженные в составе золотоордынского тондо естественные примеси извести говорят о его местном производстве.


Золотоордынское тондо в экспозиции Астраханского краеведческого музея. XIV в.

Кашинная керамика встречается в культурных слоях XIII–XIV веков многих русских средневековых городов, но в подавляющем большинстве это — посуда. Кашинная мозаика в золотоордынских городах появилась под влиянием хорезмийского керамического производства. В свою очередь, в Средней Азии кашинная архитектурная керамика известна еще с XII века.


Астраханское ханство

Археологический комплекс «Селитренное городище»

Раскопки на Селитренном городище в Астраханской области. 2022 г.

На кашинную основу наносили глазурь или эмаль, затем обжигали в керамических печах. Мозаики изготавливали из элементов, выпиленных из одноцветных майоликовых плит, которые подгоняли по рисунку, а с обратной стороны заливали гипсом. Полученными в результате мозаичными вставками украшали стены, порталы, арки, внутренние своды куполов, иногда надгробия.



Похожие предметы

Конек из городища Свиридоново III

Подвеска-конек — это женское украшение периода раннего железного века, найденное на археологических раскопках в Ступино. Женщины вплетали их в волосы у виска или крепили к головному убору.

Палеонтологическая коллекция Стерлитамакского музея камня им. Ивана Скуина

На окраине Стерлитамака действует уникальный музей камня. Он расположен на территории одного из крупнейших в России химических комбинатов.

Кресало (огниво) X–XI веков

Загадочный сюжет на рукояти средневекового огнива в коллекции художественного музея вряд ли будет когда-то разгадан. Это только добавляет интерес к артефакту и подтверждает его ценность для отражения истории города и региона.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!