Японский паровоз

Время прочтения: мин.

Вплоть до 1970-х на Сахалинской железной дороге использовали технику японского производства. В 1992 году на привокзальной площади Южно-Сахалинска как памятник установили один из таких японских паровозов.

История

Японский паровоз — символ двух эпох в истории Сахалина, японской и российской.

Паровоз—памятник D51—22

На привокзальной площади Южно-Сахалинска с 1992-го стоит грузо-пассажирский паровоз японского производства D51-22 — один из 1115 паровозов этой серии, построенных в Японии в 1936–1951 годах. Летом 1945-го, в панике покидая Южный Сахалин, японцы бросили несколько его собратьев, но этот экземпляр попал на Сахалин уже после войны: он был поставлен СССР в числе 30 других таких же паровозов на рубеже 1940–1950-х и несколько последующих десятилетий исправно служил на советских сахалинских линиях. Его коллега-близнец экспонируется на площадке Музея Сахалинской железной дороги.

Грузопассажирский поезд на участке Окоба—Ятакэ линии Хисацу, ведомый паровозами Д51–545 и Д51–890U.

Железнодорожное строительство в Стране восходящего солнца началось в 1872 году, причем за основу была взята колея британской африканской Капской колонии (современной ЮАР) шириной 1067 миллиметров. На русский взгляд — она почти игрушечная, детская.

Паровоз—памятник D51–22 вблизи вокзала на станции Южно—Сахалинск. 2024 г.

Японский паровоз серии D—51 1948 года постройки.

Японский паровоз D51—22 на привокзальной площади Южно—Сахалинска. 2024 г.

Паровоз—памятник D51—22.

В России такая колея использовалась исключительно на Сахалине как в японский период его истории, так и долгое время после него. Поскольку советская промышленность не выпускала железнодорожный подвижной состав с такой колеей, на Сахалине вплоть до 1960-х — а в отдельных случаях до 1970-х — использовались паровозы и вагоны японского производства.

Паровоз D51.

Вхождение в 1970-х Сахалинских железных дорог в единую советскую железнодорожную сеть и одновременный их массовый переход на тепловозную тягу заставили окончательно отказаться от давно устаревших японских паровозов. На повестку дня встал вопрос о переходе на стандартную отечественную колею — 1520 миллиметров. Однако работы в этом направлении начались лишь в 2003 году и были закончены почти 20 лет спустя.



Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!