Вокзал Пензы

Время прочтения: мин.

г. Пенза, Привокзальная пл. Станции Пенза-1

GPS: 53.204375 , 45.012106

В конце XIX века Пенза превратилась в крупный железнодорожный узел. В 1904 году с началом Русско-японской войны по Сызрано-Вяземской дороге пошли эшелоны солдат. В 1975 году возвели новый изящный вокзал.

Рассуждая о благотворном влиянии железной дороги на экономику, «Пензенские губернские ведомости» были абсолютно правы. Но мало кто мог предполагать, что десятилетия спустя железные дороги соединят Пензу с Маньчжурией — как логистически, так и символически.

История возведения

Железнодорожное сообщение появилось в Пензе с вводом в строй частной Моршанско-Сызранской магистрали, которая в 1890 году была выкуплена казной, слита с соседними и стала называться Сызрано-Вяземской, а с 1936 года — имени Валериана Владимировича Куйбышева, ныне Куйбышевской.


Строительство Моршано-Сызранской. Укладка железнодорожного полотна. 1874 г.

Строительство Моршано-Сызранской. Возведение моста. 1874 г.

Строительство Моршано-Сызранской. Укладка железнодорожного полотна. 1874 г.

В начале 1870-х Пенза жила в предвкушении важных событий. «В самом неотдаленном будущем, — писали «Пензенские губернские ведомости» в мае 1873 года, — линия Моршанско-Сызранской железной дороги соединит нас со всем цивилизованным миром, и теперь мы, можно сказать, доживаем последние дни нашего захолустного одиночества». Газета не ошиблась. Первый, деревянный железнодорожный вокзал в Пензе спроектировал управляющий делами правления дороги, инженер-архитектор Николай Максимилианович Бихеле. Строительство началось в августе 1873-го на Ярмарочной площади, и уже спустя год вокзал принял первый пробный поезд. Регулярное движение по Моршанско-Сызранской дороге открылось 11 октября 1874 года, 19 октября в Пензе было основано депо. К 100-летию этих событий на фасаде современного здания станции Пенза-1 было установлено скульптурное панно.

Строительство каменного вокзала Пенза-I Сызрано-Вяземской железной дороги. 1909 г.

Строительство каменного вокзала Пенза-I Сызрано-Вяземской железной дороги. 1909 г.

Развитие коммуникаций

С проведением в 1895–1896 годы Московско-Казанской и Рязано-Уральской дорог Пенза превратилась в крупный железнодорожный узел, который в 1899 году был оснащен 6-стойловым паровозным депо с веерным поворотным кругом, а незадолго до Первой мировой войны — и 24-стойловым. В 3–4 километрах от первого вокзала появились еще два, названные по имени этих дорог. Возросло и значение старейшей Сызрано-Вяземской дороги, которая превратилась в часть Транссибирской магистрали — ее «южного хода». С началом в 1904 году Русско-японской войны по ней на Дальний Восток потоком пошли воинские эшелоны. Один из микрорайонов Железнодорожного района Пензы по сей день называется Маньчжурией, поскольку, как гласит одна из версий, здесь во время японской войны находился сборный пункт пензенских призывников.


Военнопленные в ожидании поезда, вдали горят оставленные склады Порт Артура. 1905 г.

В 1909 году старый Сызрано-Вяземский вокзал был снесен, началось строительство нового — двухэтажного, кирпичного, с отапливаемым залом ожидания. Стройка затянулась и была завершена лишь в 1923-м. В середине 1930-х для недолго просуществовавшей городской узкоколейной железной дороги, по которой возили рабочих велозавода, под путями станции Пенза-1 был сооружен тоннель. Соединяя привокзальную площадь с улицей Луначарского, ныне он используется для перехода пассажиров на городской автовокзал, открытый в 1981 году. В 1964–1966 годы железная дорога была электрифицирована. К этому времени вокзал стал тесен для все возраставшего потока пассажиров. Поэтому в конце 1960-х его снесли и в 1975 году отстроили новое, современное здание; привокзальную площадь при этом расширили, реконструировали и благоустроили. За отличную работу в 1978 году группа проектировщиков вокзального комплекса во главе с архитектором Константином Рагулиным и бригада строителей была удостоена Государственной премии РСФСР.

Вокзал Пенза Сызрано-Вяземской железной дороги. Почтовые открытки. 1900–1917 гг.





Вокзал сегодня

Современный железнодорожный узел Пензы включает четыре связанные между собой станции, центральной из которых является старейшая Пенза-1. С 1913 года функционирует созданная для обслуживания пригородных поездов, а ныне грузовая Пенза-2. В 1896 году на линии Рязано-Уральской дороги была открыта грузопассажирская, а сегодня сортировочная станция Пенза-3 с приметной кирпичной водонапорной башней в мавританском стиле. В 2015 году рядом с вокзалом был установлен памятный знак — кенотаф чехословацким легионерам, в мае 1918-го высадившимся именно на этой станции и погибшим в боях с большевистским гарнизоном Пензы. Станция Пенза-4 появилась в 1895-м, с вводом в строй линии Рузаевка — Пенза Московско-Казанской железной дороги, и сегодня обслуживает только грузовые составы.



Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции Невинномысская

Станция Невинномысская, первоначально деревянная, обзавелась каменным зданием вокзала в XX веке. В этом же столетии она стала ареной боевых действий — сначала в Гражданскую, а затем и в Великую Отечественную войну. Сегодня это важный транспортный узел региона.

Историческая справка о вокзале Скопина

Железнодорожный вокзал Скопина был построен в конце XIX ‒ начале XX века и сыграл значительную роль в развитии региона. Он и сегодня остаётся важным транспортным узлом.

Вокзал в Каменском-Уральском

Открытие городской железнодорожной станции состоялось 6 декабря 1885 года. Станция трижды меняла свое название. Первоначально она была названа Островской — в честь начальника Уральской горнозаводской железной дороги Николая Степановича Островского. В 1904 году она была переименована в Синарскую, а с 1963 года носит имя города — Каменск-Уральский.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!