Вокзал Кемерово. Точка опоры железного скелета Кузбасса

Время прочтения: мин.

г. Кемерово, Кузнецкий пр-кт, д. 79

GPS: 55.344229 , 86.059862

Значение железнодорожного вокзала для города сложно переоценить. Здесь курсируют пассажирские и грузовые поезда, связывающие регион с европейской частью России.

История

В 1915 году произошло долгожданное событие: в селе Щеглово (будущий город Кемерово) появилась станция Томской железной дороги. Эта специально проложенная ветка Транссибирской магистрали должна была обеспечить всем необходимым строительство коксохимического завода, развернувшееся в то время в Щеглове. Однако через год, в 1916-м, помимо грузовой станции, здесь появилась еще и станция пассажирская.

Старый железнодорожный вокзал г. Кемерово Вторая половина XX века

Стационарный железнодорожный вокзал был построен на станции Кемерово-Заводская лишь в 1930 году. Это было не совсем типичное для функциональных строений первых пятилеток здание. Небольшое по размерам, одноэтажное, деревянное, оно имело богатый декор, характерный для теремов. Фасад вокзала был тоже украшен резьбой, что создавало впечатление нарядности.

Железнодорожный вокзал в Кемерово 1980-е гг.

В начале 1930-х годов небольшая железнодорожная станция приобретает общесоюзный статус. Возведение моста через реку Томь, постройка депо, мастерских, сортировочной станции предопределили то, что станция стала «локомотивом» первых пятилеток в регионе, способствовала ускоренному развитию угольного Кузбасса. Нескончаемым потоком на сортировочную станцию шли вагоны с рудой, продукцией кемеровских заводов. С особой интенсивностью работала станция города в годы Великой Отечественной войны.

Железнодорожный вокзал в Кемерово 2020-е гг.

Важной датой для вокзала Кемерова стал 1948 год. Кемеровчане и гости города получили возможность напрямую, без утомительных пересадок, доехать до Москвы и обратно. Другое важное событие произошло в день празднования нового года — 31 декабря 1964-го. Строители сделали горожанам подарок: открылось новое здание железнодорожного вокзала. Его стиль характеризуется строгостью и лаконичностью. Симметричный фасад светло-бирюзового цвета состоит из трех выступающих, разных по высоте корпусов. Большего размера трехэтажный центральный корпус имеет двухчастное построение с глубоким арочным проемом. Боковые постройки украшены шестью высокими арочного вида окнами. Торжественность зданию придает белая отделка окон и наличников.

Паровоз–памятник Л–3238 у железнодорожного вокзала в Кемерово 2019 г.

После длительной подготовки 1 апреля 1978 года от здания вокзала в торжественной обстановке отправился первый состав фирменного поезда «Кузбасс» по маршруту Кемерово — Москва — Кемерово.

В 1998 году здание вокзала подверглось капитальному ремонту. Благоустраивалась и привокзальная территория, на которой в 2006 году на постаменте, обрамленном гранитом, был установлен памятник «Паровоз Л-3238». Эту серию паровозов сконструировал инженер-локомотивостроитель Лев Сергеевич Лебедянский. Паровоз, выпущенный в начале 1950-х годов, ценился машинистами за экономичность расхода топлива и высокую маневренность.



Паровоз–памятник Л–3238 у железнодорожного вокзала в Кемерово 2021 г.

Станция Кемерово является не только пассажирской, но и грузовой. Поэтому она составляет важную частью транспортного комплекса Кузбасса. Региональная особенность железнодорожного узла города — его активное взаимодействие не только с железнодорожными компаниями, но и с предприятиями угледобывающей, металлургической, машиностроительной, строительной и химической промышленности. Рост промышленного производства положительно сказывается на развитии железнодорожного транспорта. Только в 2019 году в развитие железной дороги в Кемеровской области было инвестировано 11 миллиардов рублей.




Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Проект строительства железной дороги через Вельск был инициирован в 1860-х годах, но начался только в конце 1920-х годов, завершившись в 1942 году. В результате железная дорога, возведённая в тяжёлых условиях, стала важным экономическим и военно-стратегическим объектом, а современный вокзал Вельска продолжает служить ключевым транспортным узлом в северной части России.

Историческая справка о железнодорожной станции «Грязи-Воронежские»

Эпоха «великих реформ» Александра II превратила Грязи в крупный транспортный узел государственного значения. Сегодня поезда из Грязей идут в разные концы России, а станция стала одним из градообразующих предприятий.

Историческая справка о железнодорожной станции Невинномысская

Станция Невинномысская, первоначально деревянная, обзавелась каменным зданием в XX веке. В этом же столетии она стала ареной боевых действий — сначала в Гражданскую, а затем и в Великую Отечественную войну. Сегодня это важный транспортный узел региона.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!