Вокзал как эпоха

К 1867 году Иваново, Шуя и Вичуга уже определились как крупнейшие центры текстильной промышленности России. Спрос на продукцию рос быстро, число занятых в производстве и торговле увеличивалось ещё быстрее, а обозы продолжали тянуться до Москвы бесконечно долго…

«Шуйско-Ивановский и Вичугский края составляют одно неразрывное целое, – отмечал академик В. П. Безобразов в статье, посвященной проектировавшейся тогда Шуйско-Ивановской железной дороге. – Поэтому ежедневно с наступлением зимы тянутся взад и вперед непрерывающейся вереницей обозы с товарами между Москвой, Шуей, Ивановом и Вичугой…» Путешествия грузов иногда насчитывали несколько недель, и далеко не все достигали конечного пункта: «Тянутся в указанных выше направлениях; правильнее было бы выразиться – ежедневно там останавливаются и погибают на этих проселочных дорогах». Иными словами, логистический, говоря современным языком, вопрос назрел. Местные предприниматели, умеющие считать свои прибыли и убытки, предложили создать акционерное общество Шуйско-Ивановской железной дороги. Сказано-сделано: императорский указ от 9 мая 1867 года ознаменовал выпуск железнодорожных облигаций, которых шуйские и ивановские фабриканты скупили за 10 дней аж на 2 млн. рублей, поддержанных царским золотом.

Официальной датой, от которой ведется история Северной железной дороги, принято считать 15 сентября 1868 года – день открытия движения по шуйско-ивановской ветке.

Дорога была настолько необходима, что построили её в рекордные сроки: уже 5 сентября 1868 года первый пробный поезд с машинистом из Шуи Лебедевым прибыл в Шую из подмосковных Новок, а 15 сентября Вознесенский Посад стал частью Московско-Нижегородской ветки. 14 паровозов, 28 пассажирских и 170 товарных вагонов за год перевезли 123 460 пассажиров и более 4 млн. пудов грузов. Билет до Шуи в вагоне 1 класса стоил 87 копеек, 3-го – 36.

К открытию был построен деревянный вокзал, который не дожил до наших дней. А вот вторая версия 1894 года рождения жива, и её можно увидеть – одноэтажная постройка «русского стиля», с кирпичным объёмом в центре и симметрично примыкающими к нему с двух сторон большими пакгаузами и ремонтными мастерскими, прослужила верой и правдой до конца двадцатых, но перестала справляться с потоками пассажиров и грузов, когда Иваново стало центром крупной промышленной зоны и местом притяжения рабочих соседних городов и волостей.

Здание старого вокзала. Сейчас каменный центральный портал в сторону путей заделан, выход только на площадь.

Фото: periskop.su

Весьма заметную роль в строительстве и дальнейшей эксплуатации новой железной дороги сыграл предприниматель и общественный деятель Иван Попов, который, став членом нового Акционерного общества, пожертвовал немалые средства на её строительство, а потом в течение 25 лет был бессменным директором. В 2015 году в память о нем на станции Шуя установили мемориальную табличку.

Прямое сообщение с Москвой, Владимиром и Нижним Новгородом мощно простимулировало промышленность региона, Иваново объединили с Вознесенским Посадом и в 1871 году дали статус города. В итоге к началу XX столетия в городе работали уже 27 тысяч человек на шести десятках предприятий.

К 1930 году возникла острая необходимость строительства современного вокзала, чей объём и облик более соответствовали бы «третьей столице», как в прессе стали величать Иваново. По ивановской традиции проект достался архитектору-конструктивисту Владимиру Каверинскому. Упреком выглядит то обстоятельство, что об авторе единственного в России вокзала в стиле конструктивизм толком ничего не известно.

Вид 1932 года, видно ресторан на крыше

Проект утвердили, и уже через 4 года состоялось торжественное открытие единственного в СССР крупного вокзала в конструктивистском стиле, который сразу же стал ключевым зданием в ансамбле современной застройки Иваново. Несколько раз в XX веке он подвергался различным перестройкам. В пятидесятых реконструировали пассажирский зал, обновив перекрытия и установив дополнительные мощные опоры.

Вокзал после двухлетней реставрации открылся в 2018 году.

Фото: Андрей Сафонов, Варвара Гертье

К девяностым вокзал подошел в плачевном состоянии, и только в 2016 году Российские железные дороги смогли начать его реконструкцию. Масштабный проект осуществило московское бюро FABER GROUP, его реставраторы, архитекторы и дизайнеры смогли бережно совместить восстановление исторического облика с функционалом современной железнодорожной станции.

В 2018 году проект был успешно завершён, и теперь Ивановский вокзал выполняет не только свою прямую функцию, – это один из главных культурных центров города, чье современное арт-пространство привлекает внимание молодёжи и туристов.

Похожие истории

Пантеон полузабытых полубогов. Тёмная палитра агитмозаик.

Искусство мозаики появлялось и забывалось в России неоднократно. До монгольского нашествия на Руси работали византийские мастера, секреты их, увы, утеряны. Во времена Елизаветы Петровны цветные смальты заново изобретал в своей химической лаборатории Ломоносов. 

Главные постройки Николая Львова

Николай Львов построил несколько зданий в Петербурге, его окрестностях и некоторых других местах России, однако большая часть его произведений сосредоточена вокруг Торжка.

Иваново-Вознесенский политехнический институт

Не было бы счастья, да несчастье помогло.