Первая марийская грамматика 1775 года

Время прочтения: мин.

Марийцы издревле использовали иероглифы и пиктографию в письме и документах. Но письменность берет начало с середины XVIII века, когда казанский митрополит Вениамин составил рукопись первой марийской книги.

История

Издание первой марийской грамматики стало выдающимся событием в истории марийского народа. Эту книгу можно считать началом марийской письменности, основанной на русской графике.

Издавна у марийцев широкое распространение имели картинное письмо (пиктография), различные знаки (иероглифы) и числовые обозначения. Символы «тамги», восходящие к родовым, марийцы вырезали на деревянных брусьях и бирках ножом, на земле обозначали лопатой, на «личных» деревьях и бревнах вырубали топором.

Маришские тиште

Единицы обозначались простыми вертикальными палочками, а десятеричные — в виде римской десятки. Имелись и специальные обозначения для сотен и тысяч. Среди счетных документов в широком употреблении были бирки сборщиков податей, домашние и пастушьи, а также полевые, загонные и другие.

Возникновению марийской письменности и грамотности способствовало начавшаяся еще с петровского времени политика христианского просвещения «иноверцев».

В середине XVIII столетия, в период массовой христианизации нерусских народов Среднего Поволжья, в ряде уездных городов Казанской губернии стали открываться новокрещенские школы.

Семейная тамга

В 1749 году в Царевококшайске было построено деревянное школьное здание. В 1750-м в школе обучались 50 марийских мальчиков. В 1755 году Царевококшайская новокрещенская школа была переведена в Казань.

С помощью марийских учащихся казанский митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович, 1706–1785) составил рукопись первой марийской книги. В 1775 году она была издана Российской академией наук в Санкт-Петербурге под названием «Сочинения, принадлежащия к грамматике черемисского языка».

Казанский митрополит Вениамин (Пуцек– Григорович)

Кроме грамматики в ней был размещен русско-марийский словарь, насчитывающий около тысячи слов. В них отразились основные сведения о материальной и духовной культуре марийцев. В книге приведены важные имена прилагательные, характеризующие человека: эрекан — свободный, патыр — сильный, сай — хороший, пиялан — счастливый, сулукан — грешный, а также глаголы, определявшие его мысли поступки: шонем — думаю, полшем — помогаю, утарем — избавляю, освобождаю, инянем — верю.

«Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка». 1775 г.

Похожие истории

Майкопская каменная плита

Каменную треугольную плиту в Майкопе обнаружили в 1963 году. Она датирована 4–3 тысячелетиями до нашей эры. Это самый древний материальный предмет, свидетельствующий о письменности у кавказских народов.

Галичские летописи. Быль и сказки Галичской стороны

Галичские летописи — настоящие памятники древнерусской литературы. В них содержатся вымышленные истории, как в летописи Солигаличского сочинителя и настоящие хроники края, как в «Галичском летописце» XVII века.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!