Паровоз-памятник «Эшка»

Время прочтения: мин.

Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

GPS: 53.647132 , 55.958108

На территории депо Стерлитамака установлен паровоз-памятник серии «Л». Сооружен в знак уважения к тяжелому труду железнодорожников.

История

В дни профессиональных и государственных праздников около паровоза-памятника проводятся торжественные мероприятия. Монумент изучают и во время тематических экскурсий, проводимых по согласованию с администрацией депо.

Паровоз-памятник «Л-3602» в Стерлитамаке

Появление в Стерлитамаке паровоза-памятника имеет давнюю историю. Еще в конце XIX столетия стерлитамакские купцы вынашивали планы строительства в городе железной дороги. В начале XX века купцы Утямышевы, отец и два сына, пытались получить разрешение на строительство стокилометровой железнодорожной ветки. Предполагалось, что она должна была соединить Стерлитамак со станцией Шафраново.

Однако только в сентябре 1934 года исполнилась мечта не одного поколения жителей Стерлитамака. В город пришел первый паровоз, совершавший пока что технический прогон. Паровозы местного депо стали не только «стальными лошадками», но и реальными двигателями промышленного развития Стерлитамака. Многие десятилетия управляемые машинистами днем и ночью, в любую непогоду они тянули за собой составы с различными грузами, а также пассажирские вагоны.

Прибытие первого поезда в Стерлитамак. 1934 г.

В конце 1930-х в депо Стерлитамака было уже более 15 грузовых паровозов. Среди них имелись и паровозы серии «Э», отличавшиеся особой надежностью. Помимо того что «Эшка» была несложной в управлении и ремонте, паровоз мог проехать по любым путям, выдерживая перегрузку, в четыре раза превышающую норму. Значимость паровоза серии «Э» была такова, что его в военные 1941–1945 годы часто называли «Т-34 на колесах». Действительно, паровоз, созданный в дореволюционном 1909-м, был уникальным. Он обладал большой прочностью, имел мощную силу тяги. Мог развивать скорость до 30 километров в час при весовой норме 1 000–1 200 тонн, а в парном варианте достигал скорости до 50–60 километров в час.

Еще одно преимущество этого паровоза состояло в том, что можно было использовать любой вид топлива. Это могли быть опилки, дрова, уголь и вообще все, что горит в топке. В депо паровоз обслуживали две-три сменные бригады.



Паровоз серии «Э»

После окончания Великой Отечественной войны «Эшки» по-прежнему эксплуатировались в депо Стерлитамака, помогая восстанавливать разрушенное хозяйство. Однако в 1950 году в депо поступили более совершенные паровозы серии «Л», а в 1960-х эра паровозов закончилась — Стерлитамак получил первые тепловозы.

Паровоз серии «Л»

Похожие места

Мемориал «У войны не женское лицо»

Мемориал был построен по инициативе студентов на пожертвования и средства президентского гранта. Архитектурная композиция увековечила подвиг советских женщин в Великой Отечественной войне.

Памятник «140 лет ЮВЖД» — торжественная композиция, посвященная всем железнодорожникам города

Памятник «140 лет ЮВЖД» напоминает, что Лиски — город железнодорожников. Монумент подчеркивает значение города и станции в истории Юго-Восточных железных дорог.

Усадьба Первушиных

Частные усадьбы в XIX веке нередко строились людьми с отменным вкусом и изыском, поэтому они становились украшением города и архитектурными памятниками на века. Одно из таких зданий в Александрове — дом купца и мецената А. М. Первушина.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!