Памятник паровоз Эм 720-24

Время прочтения: мин.

г. Воркута, Привокзальная пл., д. 3

GPS: 67.470148 , 64.026838

В годы войны на паровозе Эм 720-24 в Ленинград доставляли «подарочный» уголь, который горняки-заключенные выкупали у государства по себестоимости. Сейчас паровоз стоит на воркутинском вокзале как памятник.

История

Славная трудовая биография локомотива Эм 720-24 длилась более 50 лет. В годы войны он доставлял в освобожденный от блокады Ленинград «подарочный» уголь, который воркутинские шахтеры выкупали по себестоимости на собственную зарплату. Сегодня локомотив установлен на территории воркутинского вокзала.

Памятник на ст. Воркута, Эм–720–24. Автор фото – В. Турченко

Локомотив изготовили в 1924 году на Коломенском паровозостроительном заводе, а на вечную стоянку в Воркуте он встал 3 августа 1980 года. За свою большую жизнь этот паровоз повидал многое. Он честно трудился в годы первых пятилеток, потом столь же ответственно возил составы в послевоенные десятилетия. Но особенно важная миссия выпала на его долю во время Великой Отечественной войны.

Паровоз с транспарантом «Воркута– 10 эшелонов угля героическому Ленинграду». 1943 г.

Для осажденного замерзающего Ленинграда уголь был так же нужен, как и хлеб. Без топлива останавливались любые производства, вымерзали жилые дома, и даже хлеб из доставленной в Ленинград муки без угля испечь было невозможно. После того как нацисты оккупировали угольный Донбасс в начале войны, одним из основных источников угля в СССР стала Воркута.

Паровоз с транспарантом «Заполярная Воркута героическому Ленинграду 10 эшелонов». 1943 г.

Советские войска пробили к Ленинграду коридор вдоль южного берега Ладоги, а вскоре по этой узкой полоске земли проложили железную «Дорогу Победы». Воркутинские горняки хорошо понимали, насколько важен уголь для осажденного города, поэтому они решили добывать его сверх плана и отправлять в Ленинград в качестве дара. Во время войны многие жертвовали свои довоенные сбережения в Фонд обороны. Но у шахтеров Воркуты, многие из которых были заключенными, сбережений не было. Поэтому их вкладом в Победу стал выкупленный у государства за счет зарплаты «подарочный» уголь, добытый после основной смены.

Митинг в связи с отправкой эшелона со сверхплановым углем в город Ленинград. Июль–август 1943 г.

Паровоз Э–720–24. 1970-е–1990-е гг.

Паровоз 720–24

Первый такой эшелон со сверхплановым углем доставил в Ленинград 28 июня 1944 года именно этот паровоз — Эм 720-24. Письма и телеграммы с благодарностью в Воркуту пришли от председателя Ленинградского исполкома Петра Сергеевича Попкова, от секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) Алексея Александровича Кузнецова, от командующего Ленинградским фронтом маршала Леонида Александровича Говорова и многих других.

Паровоз 720–24

Всего за годы войны воркутинские шахтеры отправили в Ленинград 14 железнодорожных составов с углем, который горняки выкупили у государства по себестоимости. Паровоз Эм 720-24 и сейчас стоит на воркутинском вокзале — как вечное напоминание о подвиге тружеников тыла.

Похожие места

Ростовская железная дорога и вокзал

Первая железная дорога в России, построенная без привлечения иностранных инвестиций, была закончена в рекордные два года. Тогда же, в 1870 году, сюда отправился поезд из Москвы.

Городская железнодорожная станция

В начале ХХ в. была открыта Алапаевско - Скандинская ветка Уральской железной дороги. Сегодня в городе Алапаевск находится узловая станция Свердловской железной дороги, а из Екатеринбурга сюда ходит пригородный поезд «Императорский маршрут».

Железнодорожная станция Саранска

Первый железнодорожный вокзал появился в Саранске в 1890-х годах. В 1941 году построили новое здание в стиле постконструктивизма. Современный вокзал открыт в 2009 году и выдержан в традициях неоклассицизма.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!