Образ Николы Мценского — Николая Чудотворца, Миколы Амченского — один из символов Мценска, он сохранился в виде деревянной скульптуры во Введенской (Петропавловской) церкви.
Легенда связывает появление образа с событиями XV века, когда по реке Зуше вверх по течению к горе Самород приплыл крест (или плот) (каменный или деревянный), на котором находилась фигура Святого Николая — иногда указывают, что она была «камнесеченная». В руках святителя был меч и ковчег в виде храма. Документальные источники свидетельствуют о более позднем происхождении резной иконы. В 1672–1681 годах Николаевский собор был возведен в камне на средства Богдана Давыдовича Протасова. Он же вложил в храм, согласно «Описи Мценского Николаевского собора» 1701 года, деревянный образ Николы, созданный «черкасскими» мастерами.
Никольский собор. 1906 г.
В последующие два столетия скульптура была главной святыней города, привлекая десятки тысяч паломников. Известны рассказы путешественников, посетивших Мценск во второй половине XVIII — начале XX века, с упоминаниями и описаниями чудотворного образа Николая Угодника и животворящего каменного креста. Все это время икона находилась в Никольском храме, расположенном на горе Самород, вновь возведенном в 1810–1837 годах вместо ветхой постройки XVII века. Точная судьба скульптуры в первые десятилетия советской власти неизвестна. Возможно, она экспонировалась какое-то время в орловском Музее атеизма.
В 1946 или 1947 году образ передали во вновь открывшуюся Введенскую церковь, где тот находится и теперь. Реликвия относится к «можайскому» типу скульптур святителя Николая Мирликийского, широко известному на Руси. По свидетельству специалистов, ее можно классифицировать как горельеф «с элементами круглой скульптуры». Черты лика характерны для второй половины XVII века. В 2015 году фигуру Николы Мценского отреставрировали в измененном виде: правая рука поднята в жесте благословения, левая — держит Евангелие в согнутой вверх ладони. Ее высота после реконструкции составила 180 сантиметров. Форма затылочной части головы предполагает существование отдельно прикрепляемого несохранившегося нимба. Сейчас скульптура одета в современное архиерейское облачение и красную золоченую митру и находится в специальном стеклянном киоте.
Никола Можайский
Никола Можайский в церкви Петра и Павла. Автор фото Евгений Мартынов