Морозовская стачка 1885 года

Стачка, произошедшая на Никольской мануфактуре Тимофея Саввича Морозова в 1885 году, вызвала огромный общественный резонанс. Она имела как непосредственные, так и долгосрочные последствия.

История

Поводом для стачки стало объявление рабочим днем 7 января, на который приходился церковный праздник Собор Иоанна Предтечи. Но причины забастовки были гораздо глубже.

Никольская мануфактура принадлежала старообрядцу Тимофею Саввичу Морозову, и работали на фабрике почти исключительно его единоверцы. Это было одним из факторов развитой социальной политики Морозовых в отношении своих рабочих.

Морозов Тимофей Саввич

Хотя продолжительность рабочего дня была весьма значительной, тем не менее условия проживания в казармах, их медицинского обеспечения были гораздо лучше, чем на других фабриках того времени. Детям работников предоставлялась возможность получения начального образования.

Митинг

Однако в начале 1880-х годов российская промышленность, в том числе ее текстильная отрасль, вступила в период затяжного кризиса. Доходность фабрики снижалась, а социальные затраты оставались высокими. Нехватку средств Морозов пытался компенсировать снижением расценок и повышением штрафов за некачественную работу.

Это вызывало естественное недовольство рабочих. Ситуация усугублялась тем, что среди рабочих появились люди, обладавшие хорошими организаторскими способностями — Петр Анисимович Моисеенко, Василий Сергеевич Волков, Лука Иванович Иванов. Так, странствующий революционер Моисеенко уже имел опыт стачечной борьбы, был членом Северного союза русских рабочих и побывал в сибирской ссылке.

Моисеенко Петр Анисимович

7 января фабрика забастовала. Начало стачки сопровождалось погромом: рабочие били стекла у ненавистного мастера А. И. Шорина и управляющего фабрикой М. И. Дианова, разграбили харчевую лавку и контору фабрики. Но с прибытием войск из губернского центра Владимира усилиями организаторов стачки погромы были остановлены и в конце концов были выдвинуты требования не только к фабриканту, но и к властям.

Никольская мануфактура в Орехово-Зуеве

Они сводились к тому, чтобы была повышена заработная плата, снижены штрафы до размера не более 5 % от заработка, возмещен ущерб за вынужденный прогул во время забастовки, уволены наиболее одиозные мастера и служащие. Под нажимом губернатора Тимофей Морозов пошел на некоторые уступки: были возвращены штрафы за последние три месяца, уволен мастер Шорин, все рабочие получили расчет по старым расценкам, но вновь на работу были приняты только те, кто согласился работать по расценкам, установленным 1 октября 1884 года.

Похороны Моисеенко

В феврале и мае 1886 года во Владимире состоялось два судебных процесса по делу участников стачки. На первом ее организаторы, уже проведшие больше года в тюрьме под следствием, были приговорены к заключению сроком до трех месяцев. Второй процесс, по которому проходили 33 участника стачки, состоялся с участием присяжных заседателей. На суде публике была представлена картина чудовищных злоупотреблений фабричной администрации, и на 101 вопрос, заданный присяжным о виновности подсудимых, последовал 101 отрицательный ответ. Все они были оправданы.

По этому поводу известный консервативный публицист Михаил Никифорович Катков написал в своей газете, что «в старом богоспасаемом граде Владимире раздался 101 салютационный выстрел в честь показавшегося на Руси рабочего вопроса». Действительно, правительство вынуждено было обратить внимание на бесправное положение рабочих и стало издавать законы, регулирующие их отношения с фабрикантами. Уже в 1886 году появился закон о штрафах, согласно которому их сумма не могла превышать одной трети от заработка работников, а сами штрафы шли не в карман предпринимателю, а только на пособия самим рабочим.


Монументы в память Морозовской стачки

В память об этих событиях в Орехово-Зуеве установлены два памятника — на площади Двор Стачки и на Октябрьской площади, одна из улиц города названа именем Петра Моисеенко, его имя и имена его соратников, Василия Волкова и Луки Иванова, увековечены на стелах рядом с монументом Борцам Революции.





Похожие истории

Ысыах — якутский Новый год

Национальный якутский праздник Ысыах проводят в конце весны или в начале лета, его приурочивают ко дню летнего солнцестояния. Он сопровождается множеством обрядов и игр, танцами и обязательным распитием кумыса.

Быт и нравы царевококшайцев

Царевококшайцев называют трудолюбивыми, словоохотливыми и радушным, а сами жители обожали ярмарки и базары. Любили горожане и праздники, которые отмечали с размахом.

Холера в Тамбове, строгий карантин и бунт горожан

В 1830 году в Тамбове началась эпидемия холеры. Губернатор объявил жесткий карантинный режим, который парализовал сельское хозяйство и торговлю и привел к резкому росту цен на продовольствие.