Майкопская каменная плита

Время прочтения: мин.

В 1963 году Майкоп оказался в центре внимания историков и археологов всего мира. Здесь нашли уникальную Майкопскую плиту, на которой читались выбитые загадочные древние письмена.

История

Каменную плиту треугольной формы обнаружили случайно на территории Коэщевского городища. Она датирована 4–3 тысячелетиями до нашей эры. Это самый древний дошедший до наших дней материальный предмет, свидетельствующий о наличии письменности у одного из коренных народов Кавказа, с древних времен проживавшего на территории современной России.


Майкопская каменная плита. III в. до н.э.

Сейчас Майкопская плита находится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. После того как ее обнаружили, известный ленинградский кавказовед Георгий Федорович Турчанинов начал исследовать плиту и надписи на ней. Он пришел к выводу, что надпись сделана древнефиникийским письмом, но оригинальной, местной формы. При этом надпись по-финикийски не читалась, но, по мнению Турчанинова, хорошо толковалась по-абхазски. Он прочитал ее следующим образом:

Этот азегского царя Великого Марны потомок (сын) есть. Крепость Айя его собственность. Пагя из Хизы сюда выйдя в начале месяца сева в 21 году, соорудил (эту) крепость в стране скал, в золотоносной земле, в долине Паху. 

Майкопский археолог Нурбий Газизович Ловпаче предложил свою версию перевода, причем для расшифровки надписи он использовал не абхазский, а древнеадыгский язык. Ловпаче прочитал ту же надпись на плите следующим образом:

Великий жрец Хебату, наместник бога Касутава, 51-летний муж, придя в «сады», построил город отпрыску царского дома Сапуле, младшему брату Арнувады. Тысячу рук (строителей), маталла и агари (граб) доставил правитель в город. В 25-й год хатама (процветания?) правитель освятил дворцовую крепость Маэ жертвой 21 овцы божеству зерна Хаяме, обпахав его

Майкопская каменная плита

Ученые объяснили, что древнюю надпись можно прочесть с использованием адыгского или абхазского языков из-за того, что мореходы древней Финикии, вероятно, контактировали с народами западного черноморского побережья Кавказа. Кроме того, Майкопская каменная плита свидетельствовала, что общим предкам абхазско-адыгской группы народов уже в эпоху бронзы не чужда была письменная культура. Эта ценнейшая находка в то же время говорила о международных связях предков современных абхазо-адыгов с другими культурными центрами мира, в частности с древнейшей финикийской цивилизацией. Вместе с тем предложенные расшифровки надписи на плите до сих пор вызывают научные дискуссии. Эту загадку ученым еще предстоит разгадать.

Похожие истории

Первая марийская грамматика 1775 года

Марийцы издревле использовали иероглифы и пиктографию в письме и документах. Но письменность берет начало с середины XVIII века, когда казанский митрополит Вениамин составил рукопись первой марийской книги.

Галичские летописи. Быль и сказки Галичской стороны

Галичские летописи — настоящие памятники древнерусской литературы. В них содержатся вымышленные истории, как в летописи Солигаличского сочинителя и настоящие хроники края, как в «Галичском летописце» XVII века.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!