Марийская вышивка

Время прочтения: мин.

Исстари марийские женщины умели украшать сложной и богатой вышивкой домотканые рубахи, кафтаны, передники, поясные подвески, а также головные уборы.

По марийской вышивке («Марий тÿр») можно было определить принадлежность носителя традиционного костюма к той или иной этнической группе марийцев (луговые, горные, восточные), возраст, социальное и семейное положение человека.


Нагрудная вышивка мужской рубахи. Луговые марийцы. Конец 19 – начало 20 века

Марийцы, как и соседние народы, использовали счетную вышивку. Она имела несколько вариантов. В основном были распространены «роспись» с двусторонним швом, «косой стежок» для заполнения узоров по контуру, «счетная гладь» с вышивкой по счету нитей ткани без контура, шов «набор» с двусторонним узором. Вышивали шелковыми и шерстяными нитками.



Фрагмент шейно–головного полотенца замужных женщин – шарпан. Луговые марийцы. Конец 19 – начало 20 века

1,3 фото - Национальный женский костюм

2 фото - Детский национальный костюм

Окраска нитей осуществлялась красками растительного, животного, иногда минерального происхождения. В старину были распространены черный, синий, коричневый, темно-малиновый цвета. Со второй половины XIX столетия преобладающим стал красный цвет с вкраплениями желтых и зеленых цветов. В конце XIX — начале XX века стали появляться яркие фиолетовые, сиреневые, розовые, голубые и синие тона.

В вышитых узорах своеобразно отражались космогонические представления марийцев об устройстве мира, Вселенной и окружающей природы. В них можно встретить изображения Солнца, Луны, неба, деревьев, птиц, животных. В обрядовых костюмах особо значимым был орнамент «Древо жизни», отражавший картину мира. Вышивка выполняла и охранительные функции по защите здоровья человека. Она была тесно связана с народной культурой и традиционной языческой религией.


Оберег дома, рода. Фрагмент поясной подвески. Горные марийцы. Конец 19 – начало 20 века

Старинные формы марийской вышивки и одежды длительное время были преобладающими. В первое десятилетие советской власти велась активная пропаганда по их искоренению. В дальнейшем марийская вышивка подверглась значительной трансформации и модернизации. В 1930–1990-е большую роль в ее сохранении и развитии сыграла Йошкар-Олинская фабрика «Труженица».

Фабрика «Труженица»

Современные марийские костюмы со стилизованными вышивками изготавливают в городском ателье «Сайвер». Возрождению марийской вышивки способствуют и периодически проводимые с 2000 года в Йошкар-Оле региональные и всероссийские фестивали национального костюма.



Похожие истории

Сергиев Посад — столица игрушечного промысла

Легендарная русская матрешка родилась в Сергиевом Посаде. Здесь с XIX века мастерили множество оригинальных игрушек, которыми торговали на ярмарках. В городе даже открыли проектный институт игрушки.

Белоглиняная посуда серпуховских посадских мастеров

Белоглиняная посуда была отличительной чертой Серпухова с XII по XIX век. Археологи находят ее образцы по всей России. Материал был редким для других регионов — гости Серпухова увозили с собой кухонную утварь.

Волховский розан. Градиентный мазок как метод

«Волховским розаном» называют художественную роспись по дереву, распространенную в XIX веке в деревнях. Главной особенностью является градиентный мазок — тонкий переход от одного цвета к другому.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!