Коломна

Время прочтения: мин.

В начале XV века Коломна была торговым и административно-политическим узлом Московского княжества. А современная Коломна — один из важнейших промышленных, научных и туристических центров Подмосковья.

Древнейшие обнаруженные на территории современной Коломны следы материальной культуры относятся к эпохе палеолита. Но городское поселение, пограничная крепость Рязанского княжества, появилось здесь лишь в середине XII века.


Символы города

Как и любой русский город с долгой и богатой историей, Коломна обладает официальными и неофициальными символами, которые призваны увековечить то, чем гордятся уроженцы этих земель.


Герб

Хотя впервые герб пожаловали Коломне в XVIII столетии, при императрице Екатерине II, современный вид он приобрел лишь в 2002 году.

В центре окруженной лазоревым полем геральдической композиции располагается возвышающаяся над зеленым холмом серебряная колонна, увенчанная золотой короной с флористическими мотивами. По краям колонны изображены две золотые шестиконечные звезды. Точное значение использованных цветов и элементов неизвестно, но согласно наиболее распространенным трактовкам серебро и золото в геральдике обозначают богатство и плодородие, лазурь же — благородство и красоту.

 

Герб города Коломна

Решение о размещении на гербе колонны геральдисты XVIII века приняли по «полугласному» принципу, то есть ввиду созвучия слова «колонна» с названием города. Венчающая столп корона наводит на прямые ассоциации с историческим прошлым Коломны, а шестиконечная звезда является древним символом света и божественного начала.

 

Герб города Коломна. 1883 г.

Флаг

Современный флаг Коломны, как и герб, утвержден в 2002-м. На алом прямоугольном полотнище в верхнем левом углу представлено упрощенное изображение герба — коронованная колонна и звезды в лазоревом поле. Выбор красного цвета как основы композиции символически отсылает к мужеству, отваге и боевой славе.

Флаг города Коломна

Коломенский кремль

Неофициальным, но важнейшим и самым узнаваемым символом города стал Коломенский кремль. Построенное в первой трети XVI века крепостное сооружение пережило самые славные и трагические события в истории Коломны, и все это время его стены олицетворяли опору и надежду горожан.


Коломенский Кремль

На территории Коломенского кремля располагается множество уникальных памятников истории и культуры, и каждый желающий имеет возможность прикоснуться здесь к живому прошлому города. В 2013 году в результате организованного Русским географическим обществом всенародного голосования Коломенский кремль вошел в десятку главных визуальных символов России.


Коломенский Кремль. Наше время

Коломенский кремль

Ранняя история Коломны

Точная дата основания города неизвестна, и условный отсчет истории Коломны принято вести от ее первого летописного упоминания, относящегося к 1177 году. В Лаврентьевской летописи она упоминается при описании военного похода на Рязань владимирского князя Всеволода Большое Гнездо.


 В XIII–XVI столетиях город неоднократно подвергался набегам степных кочевников. Одно из крупнейших сражений времени Батыева нашествия на Русь произошло именно у стен Коломны: в 1238-м объединенные силы Рязанского и Владимирского княжеств попытались дать захватчикам отпор и остановить их дальнейшее продвижение в Суздальские земли, но в силу значительного численного преимущества противника потерпели поражение.

В 1301 году, умело воспользовавшись усобицей между рязанскими князьями, Коломну присоединил к своим владениям первый московский князь Даниил Александрович. Это событие послужило отправной точкой стремительного развития и усиления города. Всего несколько лет спустя здесь возвели один из крупнейших деревянных кремлей того времени, к середине XIV века была основана Коломенская епархия, подарившая городу существующие по сей день Успенский собор, Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.


Святой благоверный князь Даниил Московский

Расцвет города

К концу XIV — началу XV столетия Коломна приобрела неофициальный статус второй столицы Московского княжества, став его важнейшим торговым и административно-политическим узлом. Именно Коломну в 1380-м князь Дмитрий Иванович Донской выбрал местом сбора объединенного русского войска перед знаменитой битвой на Куликовом поле.

В первой четверти XVI века в Коломне был построен грандиозный каменный кремль, ставший не только надежным щитом города, но и важным культурно-историческим символом его величия. За всю историю его существования Коломенский кремль никогда не брали штурмом.

Кремль и башня «Марины Мнишек» в Коломне

В Смутное время в силу особого стратегического положения на подступах к Москве Коломна неоднократно оказывалась в центре событий. В 1603 году здесь сосредотачивали силы для подавления восстания Хлопка, а в 1606-м городской посад опустошили повстанческие отряды Ивана Болотникова. В дальнейшем Коломну несколько раз разоряли войска Лжедмитрия II и атамана Ивана Заруцкого.


Портрет Лжедмитрия II

После взятия города последним в Коломне обосновалась Марина Мнишек, жена двух царей-самозванцев, принимавшая активное участие в политических авантюрах Смутного времени. Эта историческая фигура со временем в Коломне стала своеобразной городской легендой: в народе рождались слухи, что «Маринка» ночами оборачивалась сорокой и кружила над городом, насылая на него несчастья. Ее имя в наши дни носит Маринкина башня местного кремля, где несостоявшаяся царица находилась во время осады Москвы силами народных ополчений.


Портрет Марины Мнишек. Художник – Шимон Богушович

К концу XIV — началу XV столетия Коломна приобрела неофициальный статус второй столицы Московского княжества, став его важнейшим торговым и административно-политическим узлом. Именно Коломну в 1380-м князь Дмитрий Иванович Донской выбрал местом сбора объединенного русского войска перед знаменитой битвой на Куликовом поле.

В первой четверти XVI века в Коломне был построен грандиозный каменный кремль, ставший не только надежным щитом города, но и важным культурно-историческим символом его величия. За всю историю его существования Коломенский кремль никогда не брали штурмом.

Кремль и башня «Марины Мнишек» в Коломне

В Смутное время в силу особого стратегического положения на подступах к Москве Коломна неоднократно оказывалась в центре событий. В 1603 году здесь сосредотачивали силы для подавления восстания Хлопка, а в 1606-м городской посад опустошили повстанческие отряды Ивана Болотникова. В дальнейшем Коломну несколько раз разоряли войска Лжедмитрия II и атамана Ивана Заруцкого.


Портрет Лжедмитрия II

После взятия города последним в Коломне обосновалась Марина Мнишек, жена двух царей-самозванцев, принимавшая активное участие в политических авантюрах Смутного времени. Эта историческая фигура со временем в Коломне стала своеобразной городской легендой: в народе рождались слухи, что «Маринка» ночами оборачивалась сорокой и кружила над городом, насылая на него несчастья. Ее имя в наши дни носит Маринкина башня местного кремля, где несостоявшаяся царица находилась во время осады Москвы силами народных ополчений.


Портрет Марины Мнишек. Художник – Шимон Богушович

Упадок и возрождение

Итогом Смуты для Коломны стала потеря городом былого политического значения. Во время церковной реформы патриарха Никона в связи с несогласием главы Коломенской епархии с новшествами в богослужении она утратила особый административно-политический статус, а перенесение в начале XVIII века столицы из Москвы в Санкт-Петербург неожиданно сделало Коломну далекой периферией Российской империи.


Превращение в провинциальный город не помешало Коломне активно развиваться. Расположение города при впадении Москвы-реки в Оку и на дороге, соединяющей Москву с Рязанью, как и встарь способствовало процветанию торговли в этом уездном (с 1727-го) городе Московской губернии.

Знаковое событие в истории Коломны — проведение сюда в 1862 году железнодорожных путей из Москвы. Благодаря этому Коломна стала важным транспортным узлом и получила импульс к развитию городской машиностроительной промышленности. Спустя два года в Коломне через Оку перебросили мост, продливший железнодорожное сообщение до Рязани.


Рытье пpотивотаʜковых рвов. 1941 г. 

Коломна в ХХ веке

С установлением в городе советской власти культурное наследие и архитектурный облик старой Коломны сильно пострадали. Все городские храмы и монастыри закрыли, их имущество изъяли для удовлетворения военных и хозяйственных нужд молодой советской республики. Почти все церковные объекты в ходе борьбы с пережитками старой России лишились наиболее характерных частей архитектурного облика — куполов и колоколен.


Соборная церковь в Коломне

Самой кровавой и одновременно героической страницей в истории Коломны стала Великая Отечественная война. С первых ее дней в городе началось формирование стрелковых и артиллерийских частей, вскоре вокруг Коломны появился многокилометровый оборонительный рубеж. Более 20 тысяч коломенцев ушли на фронт.


На городских заводах не прерывалось производство разных видов вооружения, снарядов, машин и новейшего радиолокационного оборудования. В годы войны на коломенских паровозостроительных предприятиях собрали два бронепоезда, один из которых принял участие в Берлинской операции.

С 1960-х в городе идут активные строительные и реставрационные работы. Современная Коломна — один из важнейших промышленных, научных и туристических центров Подмосковья.

 

Депо Голутвина. 1941–1945 гг.

Город и его жители в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Коломна, находящаяся всего в 90 километрах от Москвы, превратилась в важный оборонительный рубеж столицы.

 

Подвиг коломенцев

Уже 23 октября 1941 года в Коломне был сформирован городской комитет обороны, незамедлительно приступивший к строительству оборонительной линии, протянувшейся в направлении столицы вплоть до Люблина. Все защитные и противотанковые сооружения, которыми оснащался оборонительный рубеж, были произведены на коломенских промышленных предприятиях. Для создания дополнительной преграды наступавшему врагу вокруг города организовали 50 километров лесных завалов.

В Коломне началось формирование стрелковых и артиллерийских частей, крупных отрядов народного ополчения и партизанских ячеек. В период с 1941-го по 1945-й на фронт ушли более 20 тысяч коломенцев и почти 12 тысяч погибли, сражаясь за Родину.


Рабочие Коломенского завода. 1941–1945 гг. 

Город - фронту

В апреле 1942 года постановлением Государственного Комитета Обороны в Коломне под началом знаменитого советского инженера-конструктора Бориса Ивановича Шавырина открылось Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии, быстро ставшее одним из передовых центров разработки минометных и реактивных боевых единиц.


Борис Иванович Шавырин. 1950-е.

Самым выдающимся изобретением бюро стал упрощенный и облегченный 120-миллиметровый полковой миномет 52-М образца 1942-го. В 1944 году для него специально сконструировали устройство для транспортировки — минометный ход В-20.

Работа по снабжению фронта оружием и боеприпасами кипела не только в конструкторском бюро. На всех коломенских заводах не прерывалось производство снарядов, боевых машин и новейшего радиолокационного оборудования.

 

Гвардейские миномёты

В годы войны на коломенских паровозостроительных предприятиях собрали два бронепоезда, один из которых, изготовленный за рекордные полтора месяца и получивший название «За Сталина!», послужил прототипом для создания более известных бронепоездов именной серии — «Козьма Минин» и «Илья Муромец».

Судьба самого бронепоезда «За Сталина!» оказалась трагической: при попытке отбить у неприятеля участок Западной железной дороги возле станции Гжатск он был расстрелян неприятельскими самоходно-артиллерийскими штурмовыми установками и вышел из строя.


Команда бронепоезда «За Сталина» на Коломенском машиностроительном заводе им. В. В. Куйбышева. 1941 г. 

В апреле 1942 года постановлением Государственного Комитета Обороны в Коломне под началом знаменитого советского инженера-конструктора Бориса Ивановича Шавырина открылось Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии, быстро ставшее одним из передовых центров разработки минометных и реактивных боевых единиц.


Борис Иванович Шавырин. 1950-е.

Самым выдающимся изобретением бюро стал упрощенный и облегченный 120-миллиметровый полковой миномет 52-М образца 1942-го. В 1944 году для него специально сконструировали устройство для транспортировки — минометный ход В-20.

Работа по снабжению фронта оружием и боеприпасами кипела не только в конструкторском бюро. На всех коломенских заводах не прерывалось производство снарядов, боевых машин и новейшего радиолокационного оборудования.

 

Гвардейские миномёты

В годы войны на коломенских паровозостроительных предприятиях собрали два бронепоезда, один из которых, изготовленный за рекордные полтора месяца и получивший название «За Сталина!», послужил прототипом для создания более известных бронепоездов именной серии — «Козьма Минин» и «Илья Муромец».

Судьба самого бронепоезда «За Сталина!» оказалась трагической: при попытке отбить у неприятеля участок Западной железной дороги возле станции Гжатск он был расстрелян неприятельскими самоходно-артиллерийскими штурмовыми установками и вышел из строя.


Команда бронепоезда «За Сталина» на Коломенском машиностроительном заводе им. В. В. Куйбышева. 1941 г. 

Память о войне

В память о неоценимом подвиге земляков на месте массовых захоронений в Коломне открыли Мемориальный парк и Мемориальный комплекс на Старом кладбище. Здесь в братских могилах покоятся 15 коломенцев — членов экипажа бронепоезда «За Сталина!» и героически погибший в бою под окруженным врагом Ленинградом Сергей Николаевич Рассохин.


Вечный огонь в Мемориальном парке

Служивший ранее в погранотряде и принимавший участие в советско-финской войне, Рассохин уже в июле 1941 года ушел на фронт и дослужился до звания старшины. В первых числах ноября он добровольно вступил в специальную часть, созданную для прорыва блокады Ленинграда, а уже 15 ноября погиб в бою на Невском пятачке.



Рассохин Сергей Николаевич. 1940-е.

Останки героя-коломенца были обнаружены и захоронены на родине лишь спустя 68 лет. В наши дни в Коломне ежегодно проводятся военно-патриотические мероприятия, приуроченные к памятным датам Великой Отечественной войны, а в 2010-м открылся Музей боевой славы.



Музей боевой славы


Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!