Как железные дороги изменили Россию

Время прочтения: мин.

Сейчас сложно представить, как существовала наша огромная страна без сети железных дорог. Начав свою историю в 1837 году, железные дороги России стремительно развивались и влияли на жизни сотни тысяч людей.

Еще в 1830-м году их строительство казалось чем-то недостаточно необходимым — правительство сомневалось в проекте из-за слишком высокой стоимости дорог и быстрого прихода рельсов в негодность. А ещё актуальной была проблема классового неравенства — Казалось невозможным, чтобы дворяне ездили с крестьянами в одних вагонах. Однако идея прижилась, и в стране развернулось железнодорожное строительство. Рассказываем об основных периодах создания сети дорог, сложностях работ и влиянии поездов на жизнь людей.

Куда вели первые дороги

Первая в Российской империи железная дорога появилась между Санкт-Петербургом и Царским Селом в 1837 году. Страна не отставала от технического прогресса — первая укладка рельсов в мире прошла в Великобритании всего 12 годами ранее. Реализовывать идею решил знаменитый австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер. В резиденции Николая I не раз разворачивались споры и дискуссии о необходимости этого проекта, поэтому его решили тестировать на небольшом участке пути, а уже при успехе — расширить его. Идея была так важна для страны, что сам Николай I лично контролировал процесс и приезжал на осмотр деталей.



Франц Антон фон Герстнер австрийский инженер

Проект оказался успешным: поездка от Санкт-Петербурга до Царского Села занимала всего 35 минут — невероятно быстрое для той эпохи время. Тогда император стал думать над новой магистралью между Москвой и Санкт-Петербургом. Многие знают легенду этого строительства: Николай I хотел показать простоту создания этой дороги и с помощью линейки нарисовал между двумя столицами прямую. Считается, что изгиб на дороге появился в месте, где император случайно обвел свой палец. Конечно, в жизни все было иначе. В комитете по постройке дороги утверждали, что лучше вести путь через Новгород — один из важных центров страны. Николай I же был с этим не согласен и отметил в разговоре с инженером проекта Павлом Мельниковым: «Веди дорогу прямо», огибая при этом Новгород.




Билет на паровоз «Проворный». Витебский вокзал .

К 1865 году количество станций увеличилось, а протяженность дорог дошла до 3 тысяч километров. Такой быстрый рост строительства был связан с тем, что им стало заниматься не только государство, но и частные компании. Практически одновременно развивалось 26 новых линий, среди них — пути Курск — Киев, Курск — Харьков — Таганрог, Орёл — Витебск.

Открывая Сибирь заново

С годами государство ставило перед собой всё более амбициозные цели — осваивать удаленные части страны и связывать их друг с другом. Так, в конце 1880-х годов появилась идея создания Транссибирской магистрали. Проект начали реализовывать в 1891 году во Владивостоке. Он оказался действительно масштабным: одновременно над дорогой работало более 100 тысяч строителей. Многие процессы приходилось делать практически вручную, с помощью лопат, топоров и пил. Это было связано с тем, что техники на всех не хватало, а её использование усложняли непростые природные особенности страны — горы, реки, тайга. Однако благодаря силе работников процесс шел достаточно быстро, а некоторые из технологических решений стали открытием для всего мира.

Карта железных дорог России 1896 года с обозначением маршрута Великой Сибирской железной дороги.

Реализовывать такой дорогостоящий проект помогал Сергей Витте, министр путей сообщения. Он активно продвигал идеи кредитования железнодорожных акционерных обществ и инвестиций в дороги со стороны новых союзников России — французов. И Транссиб стал действительно прорывным строительством — именно благодаря нему открылась экономическая значимость региона Сибири.



Сергей Юльевич

Витте

Строительство Великого сибирского пути



Грандиозная стройка века

Из-за Первой мировой и Гражданской войн более 60% железных дорог было разрушено, а практически весь передвижной состав перестал эксплуатироваться. Только к началу 1930-х годов правительство смогло вернуться к довоенному экономическому уровню. В то же время советская власть стала развивать новые технологии и вводить электропоезда — самый первый из них связал Москву и Мытищи.


Электропоезд из Москвы в Мытищи

Параллельно с этим началось строительство Московского метрополитена и второго грандиозного проекта — Байкало-Амурской магистрали, одной из крупнейших дорог в мире. Это грандиозное строительство изменило жизни миллионов людей и открыло регион с новой стороны.


Очередь на вход в метро «Сокольники». 1–2 мая 1935 года

Сейчас дорога занимает более 4 тысяч километров и проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток. Её пути преимущественно проложены через необитаемую местность, непролазную тайгу, горные хребты и широкие реки. Однако Великая Отечественная война на время останавливала работу над проектом. Только в 1943 году начал деятельность участок от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.


Алтай. Синий бом на реке Кок-су.

При этом другие железные дороги играли огромную роль в это непростое время. С помощью вагонов проходила эвакуация мирных жителей, пострадавших, перевозилась пища для блокадников в Ленинграде. Иногда даже целые предприятия переезжали с помощью железных дорог. Рельсы продолжали использоваться и тогда, когда половина из всех авиабомб Германии была сброшена на Советский Союз.



Эвакуационные грузы

В послевоенное время строительство БАМа возобновилось, и в 1984 году началось движение по этой дороге. Тогда же было уложено знаменитое «золотое звено», с помощью которого объединились две части — западная и восточная, от Тайшета до Ванино. Сейчас ежегодно Байкало-Амурская магистраль перевозит около 12 миллионов пассажиров и около 10–12 миллионов тонн грузов. Посмотреть на то, как развивались пути в стране, можно в Атласе РЖД.



Первое «Золотое» рельсовое звено БАМа 

Курс на скорость

Современный человек все больше времени хочет проводить продуктивно и меньше — терять в дороге. Поэтому всё больше проектов Российских железных дорог 21 века связаны с увеличением скорости транспорта. Один из самых важных примеров — высокоскоростные электропоезда «Сапсан», названные в честь хищной птицы. Они могут развивать скорость свыше 200 километров в час: самая быстрая поездка из Санкт-Петербурга в Москву может занять 3 часа 35 минут.




Еще одно важное изменение — появление новых птиц — «Ласточек» — между городами. В 2021 году один из таких поездов с сертифицированным машинным зрением сделал показательную поездку по кольцу МЦК и двигался автоматически, хоть и с машинистом в кабине.



Кабина машиниста. Ласточка

Байкало-Амурская магистраль



Сейчас РЖД работает над новым проектом «Восточного полигона», который объединит пять кластеров в Сибири и на Дальнем Востоке. Он уменьшит время и стоимость доставки грузов: например, перевозка с Дальнего востока до западной границы страны будет занимать до семи дней. Также этот проект даст возможность производствам в дальних частях страны развиваться быстрее.



Похожие истории

Вокзал Сочи

Идея построить железную дорогу в Сочи появилась еще в XIX веке. Несмотря на сложный рельеф и высокую стоимость строительства, железную дорогу возвели, и теперь Сочи — крупнейший транспортный узел Южного побережья России.

Кудемская узкоколейная железная дорога

Название дороги произошло от близлежащей реки Кудьма. Колея шириной 750 миллиметров работает на тепловой тяге. Ее построили в 1949 году для доставки ресурсов из расположенных к югу от города леспромхозов.

История железной дороги Астрахани. От перевозки соли к перевозке людей

Железную дорогу в Астрахани построили в 1909 году для доставки баскунчакской соли. Проездной станция стала в 1942 году, первый вокзал в псевдомавританском стиле заменили в 1972 году на капитальное здание.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!