Железнодорожная станция Йошкар-Ола

Время прочтения: мин.

г. Йошкар-Ола, ул. Яналова, д. 3

GPS: 56.621782 , 47.880130

Железная дорога пришла в Йошкар-Олу в конце 1920-х. Но еще в сентябре 1905 года царевококшайское земство признало желательным проведение железной дороги от Казани через Царевококшайск на Яранск и Котельнич до соединения с Северной железной дорогой.

История

Осенью 1907-го земское собрание решило участвовать в образовании специального фонда для технических изысканий в целях строительства этой железнодорожной линии. Правительство тогда же отклонило ходатайство царевококшайского и яранского земств «в виду отсутствия капиталистов, которым могла бы быть передана концессия на постройку дороги». К этому вопросу периодически возвращались.

В 1914 году инженер Московско-Казанской железной дороги В. С. Сермягин проводил изыскания по постройке новой «Заволжской линии» через Царевококшайск. Станцию предполагалось построить в треугольнике, образуемом деревнями Жуково, Марково и Пахомово. К практическому решению вопроса в Петрограде царевококшайцы привлекли Ивана Васильевича Годнева, депутата IV Государственной думы.


Иван Васильевич Годнев

В конце 1916-го появились оптимистические сообщения из Петрограда о принятом решении соединить Царевококшайск железной дорогой с Казанью и Галичем Костромской губернии. Но революция 1917 года отодвинула этот и многие другие планы.

В 1921-м правительство РСФСР откликнулось на ходатайство руководства Марийской автономной области о строительстве железной дороги. Область испытывала нужду в железной дороге, надо было вывозить главное богатство марийской земли — лес. Дорога нужна была также для вывоза сельхозпродукции, доставки различных промышленных товаров, для перевозки пассажиров.


Строительство железной дороги Яранск – Йошкар–Ола. 1946 г. Автор фото – Д.Ф. Онохин

Строительство дороги протяженностью 104 километра от станции Зеленый Дол до Краснококшайска началось в августе 1923 года. 7 сентября 1924-го из-за нехватки средств процесс был остановлен. Представители области поехали в Москву с настойчивой просьбой о возобновлении строительства. И лишь в августе 1925 года сооружение дороги снова началось, Совнарком РСФСР поручил его Правлению Московско-Казанской железной дороги.



Строители дороги на собрании. 1920-е – 1930-е гг.

В строительстве активно участвовали трудящиеся Краснококшайска, многих сельских районов, рабочие и крестьяне русской, марийской, татарской и других национальностей. Большая помощь была получена из Казани. На всем участке от Зеленого Дола до Краснококшайска было построено три моста через реки Илеть, Кундыш и Малую Кокшагу, возведены станционные помещения, выполнены большие земляные работы. К концу октября 1927-го дорога подошла к деревне Корта близ Краснококшайска. Это событие увековечено мемориальной доской на здании Йошкар-Олинского вокзала, открытой к 90-летию строительства дороги. А на железнодорожный вокзал Йошкар-Олы первый поезд прибыл в ночь на 22 октября 1928 года.



Прибытие поезда на станцию Йошкар–Ола. 1927 г.

Первое деревянное здание вокзала станции Йошкар-Ола было построено в 1927-м. Оно было снесено к началу 1980-х. Кирпичный железнодорожный вокзал в традиционном стиле подобных зданий, возводимых в городах СССР в 1950-е, был построен в 1956 году по проекту архитектора Павла Алексеевича Самсонова. В 1960-м и 1984-м к нему были пристроены два крыла, предусмотренные первоначальным проектом. 


Привокзальная площадь в Йошкар–Оле

Сегодня станция Йошкар-Ола Горьковской железной дороги является крупным транспортным железнодорожным центром, связывающим Йошкар-Олу с Москвой и другими городами.




Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции Мытищи

Станция Мытищи, расположенная на Ярославском направлении Московской железной дороги, имеет долгую историю, начавшуюся в 1862 году с открытия первой частной железной дороги, соединявшей Москву и Сергиев Посад. Станция приобрела узловое значение в 1894 году с открытием ветки на Щёлково, а её развитие продолжилось с электрификацией участка и строительством новых объектов.

Железнодорожная станция Пушкино, оживившая эти места

Железнодорожная станция связала Москву и село Пушкино в 1862 году. Вскоре здесь возник посёлок для дачников - "летняя культурная столица", а затем город. Кирпичное здание вокзала с арочными окнами сохранило первозданную асимметричную форму.

Историческая справка о железнодорожном вокзале

Железнодорожный вокзал - кирпичное здание постройки 1993 г. Талдом - последняя станция Московской железной дороги, которая строилась при поддержке предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Открыта в 1901 г.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!