Железнодорожная станция Йошкар-Ола

Время прочтения: мин.

г. Йошкар-Ола, ул. Яналова, д. 3

GPS: 56.621782 , 47.880130

Железная дорога пришла в Йошкар-Олу в конце 1920-х. Но еще в сентябре 1905 года царевококшайское земство признало желательным проведение железной дороги от Казани через Царевококшайск на Яранск и Котельнич до соединения с Северной железной дорогой.

История

Осенью 1907-го земское собрание решило участвовать в образовании специального фонда для технических изысканий в целях строительства этой железнодорожной линии. Правительство тогда же отклонило ходатайство царевококшайского и яранского земств «в виду отсутствия капиталистов, которым могла бы быть передана концессия на постройку дороги». К этому вопросу периодически возвращались.

В 1914 году инженер Московско-Казанской железной дороги В. С. Сермягин проводил изыскания по постройке новой «Заволжской линии» через Царевококшайск. Станцию предполагалось построить в треугольнике, образуемом деревнями Жуково, Марково и Пахомово. К практическому решению вопроса в Петрограде царевококшайцы привлекли Ивана Васильевича Годнева, депутата IV Государственной думы.


Иван Васильевич Годнев

В конце 1916-го появились оптимистические сообщения из Петрограда о принятом решении соединить Царевококшайск железной дорогой с Казанью и Галичем Костромской губернии. Но революция 1917 года отодвинула этот и многие другие планы.

В 1921-м правительство РСФСР откликнулось на ходатайство руководства Марийской автономной области о строительстве железной дороги. Область испытывала нужду в железной дороге, надо было вывозить главное богатство марийской земли — лес. Дорога нужна была также для вывоза сельхозпродукции, доставки различных промышленных товаров, для перевозки пассажиров.


Строительство железной дороги Яранск – Йошкар–Ола. 1946 г. Автор фото – Д.Ф. Онохин

Строительство дороги протяженностью 104 километра от станции Зеленый Дол до Краснококшайска началось в августе 1923 года. 7 сентября 1924-го из-за нехватки средств процесс был остановлен. Представители области поехали в Москву с настойчивой просьбой о возобновлении строительства. И лишь в августе 1925 года сооружение дороги снова началось, Совнарком РСФСР поручил его Правлению Московско-Казанской железной дороги.



Строители дороги на собрании. 1920-е – 1930-е гг.

В строительстве активно участвовали трудящиеся Краснококшайска, многих сельских районов, рабочие и крестьяне русской, марийской, татарской и других национальностей. Большая помощь была получена из Казани. На всем участке от Зеленого Дола до Краснококшайска было построено три моста через реки Илеть, Кундыш и Малую Кокшагу, возведены станционные помещения, выполнены большие земляные работы. К концу октября 1927-го дорога подошла к деревне Корта близ Краснококшайска. Это событие увековечено мемориальной доской на здании Йошкар-Олинского вокзала, открытой к 90-летию строительства дороги. А на железнодорожный вокзал Йошкар-Олы первый поезд прибыл в ночь на 22 октября 1928 года.



Прибытие поезда на станцию Йошкар–Ола. 1927 г.

Первое деревянное здание вокзала станции Йошкар-Ола было построено в 1927-м. Оно было снесено к началу 1980-х. Кирпичный железнодорожный вокзал в традиционном стиле подобных зданий, возводимых в городах СССР в 1950-е, был построен в 1956 году по проекту архитектора Павла Алексеевича Самсонова. В 1960-м и 1984-м к нему были пристроены два крыла, предусмотренные первоначальным проектом. 


Привокзальная площадь в Йошкар–Оле

Сегодня станция Йошкар-Ола Горьковской железной дороги является крупным транспортным железнодорожным центром, связывающим Йошкар-Олу с Москвой и другими городами.




Похожие места

Вокзал Южно-Сахалинска

Железнодорожное строительство на Сахалине началось в 1906-м — с рождением японского города Тоёхара близ русской Владимировки.

Южный и Северный вокзалы Калининграда

Железную дорогу к Кенигсбергу подвел прусский король в середине XIX века. Через полстолетия открыли пять вокзалов, первый — Южный. Здание выполнено из темно-красного кирпича в стиле конструктивизма.

Железнодорожная станция и здание вокзала в Рубцовске

Первый поезд со станции Рубцовка отправился более ста лет назад. Со временем станционный посёлок стал важной частью города. Сегодня здесь проходят поезда дальнего следования.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!