Железнодорожная станция Котлас-Южный

Время прочтения: мин.

Архангельская область, г. Котлас, ул. 7-го съезда Советов, д. 55

GPS: 61.256921 , 46.629399

В середине XIX века появилась необходимость строительства железнодорожной ветки для соединения Котласа с Архангельском, что произошло в 1899 году с завершением ветки Пермь — Котлас. Эта железная дорога стала ключевым транспортным узлом, сыгравшим важную роль в развитии города и поддержке грузоперевозок во время Великой Отечественной войны.

Историческая справка

Необходимость строительства железнодорожной ветки с переходом на речной транспорт до Архангельска стала очевидна ещё в середине XIX века. Впервые такая потребность была задокументирована в 1858 году. Инициативу разведки пути и строительства предложило купеческое собрание, а затем идею поддержал архангельский губернатор С. П. Гагарин. Купцы вложили средства в разведку местности и разработку проекта. В 1868 году Котлас был признан наиболее подходящим конечным пунктом железной дороги на пути к Архангельску. С. П. Гагарин направил проект в Министерство путей сообщения, однако царское правительство не дало разрешение на строительство. За этим последовало ещё несколько проектов, но все они также были отклонены.



В 1894 году необходимость строительства железной дороги Пермь — Котлас была признана на высшем государственном уровне: император Александр III издал высочайшее повеление «Об изыскании железнодорожного пути от Перми до Котласа». Было решено, что железная дорога будет строиться за государственный счёт, а не передаваться в частные руки. В экспедицию для разведки пути отправился один из выдающихся государственных деятелей своей эпохи — С. Ю. Витте.



13 мая 1895 года было утверждено строительство новой ветки железной дороги от станции Пермь до пристани Котлас на Северной Двине. Строительство включало две ветки: Пермь — Вятка, соединяющая «Великий Сибирский путь» с Санкт-Петербургом и Москвой, и Вятка — Котлас для дальнейшей речной доставки грузов в Архангельск. В 1899 году строительство было завершено. Так возникла современная станция Котлас-Южный. 



Её появление стало поворотной точкой в истории Котласа, так как благодаря станции город начал активно развиваться экономически, увеличилось население, и поселение получило статус города. Без станции это было бы невозможно. Котлас стал перевалочным пунктом для сибирской пушнины и пшеницы, а также множества других товаров, которые направлялись в Архангельск, а затем морским путём на внешний рынок.


Началось освоение Михейкова острова, где позднее возник посёлок Лименда. Перевозка угля потребовала строительства в 1914–1915 годах нового железнодорожного ответвления от станции Котлас на остров для перегрузки вагонов. После Революции 1917 года значение этой железнодорожной ветки возросло. В 1930-е годы значительно увеличились объёмы грузоперевозок и количество паровозов. В 1936 году на станции Котлас появились мастерские по ремонту вагонов, которые впоследствии стали крупным вагоноремонтным предприятием.


В 1937 году советская власть постановила начать строительство Северо-Печорской железной дороги, которая должна была проложить путь из Котласа в Воркуту. Дорога предназначалась для перевозки промышленных грузов: угля, нефти, леса и прочих материалов. Основной этап строительства пришёлся на 1940–1942 годы. Дорогу строили заключённые ГУЛАГа. Открытие этой дороги в 1942 году сыграло важную роль в улучшении логистики и обеспечении победы в Великой Отечественной войне. Регулярное сообщение по этой ветке началось в 1950 году. В 1959 году Печорская железная дорога вошла в состав Северной железной дороги.



Современное здание железнодорожного вокзала станции Котлас-Южный было построено в 1957 году. Оно является памятником неоклассицизма с характерными архитектурными элементами, такими как симметрия, колоннада и фронтоны. На момент постройки вокзал имел всю необходимую инфраструктуру: удобные диваны, фонтаны с питьевой водой, почтовое и телеграфное отделение, комнаты отдыха и другие удобства. Перед зданием вокзала находилась благоустроенная площадь.



В 1968 году произошёл перевод пассажирских перевозок с паровозной на тепловозную тягу. В 2011 году было упразднено Сольвычегодское отделение Северной железной дороги, к которой относился Котлас. Вместо него было создано территориальное управление Сольвычегодского региона Северной железной дороги, которое стало частью ОАО «РЖД».



В настоящее время пассажиропоток станции Котлас-Южный составляет более тысячи человек в день. Помимо этой станции в городе также находятся станции: Котлас-Северный, Котлас-Узловой, Большая Слободка и другие.


Похожие места

Два вокзала и огромная железнодорожная сеть вокруг Мичуринска

Строительство железной дороги до Козлова началось в 1860 году, а уже в 1890-е Козлов становится узловой станцией сети железных дорог соседних губерний.

Железнодорожный вокзал Дзержинска

В середине XIX века в Дзержинске построили железную дорогу. Первый деревянный вокзал служил до 1960 года, на его месте построили каменное здание в лаконичном стиле.

Морской вокзал города Сочи

Город у моря немыслим без набережных, причалов, прогулочных катеров и круизных лайнеров. Всем этим в полной мере обладает Сочи. Морской вокзал Сочи — памятник федерального значения, любимый не только туристами, но и местными жителями.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!