Железная дорога и вокзал Рыбинска

Время прочтения: мин.

В конце XIX века в Рыбинске построили железную дорогу, которая ускорила экономический рост города. Первый деревянный вокзал возвели в 1903 году. Новое здание, которое работает и сейчас, появилось после пожара.

История

Железная дорога появилась в Рыбинске в 1870 году. С ее появлением перевозка грузов стала вдвое дешевле и в 10–12 раз быстрее. Если по воде грузы доставлялись 90 дней, то теперь они доезжали до места назначения за 7–8 дней. Сегодня станция Рыбинск-Пассажирский Ярославского региона Северной железной дороги — главные сухопутные ворота Рыбинска.

Железнодорожный вокзал в г. Рыбинске 1906-1908 гг.

Рыбинско-Бологовская железная дорога

В 1868 году Александр II утвердил Положение о строительстве Рыбинско-Бологовской железной дороги. Эта почти 280-верстная дорога должна была связать Рыбинск со старейшей в России рельсовой магистралью — Николаевской железной дорогой Москва — Санкт-Петербург. В июне 1870 года новая линия в составе 12 станций, 167 мостов и 191 переезда была введена в эксплуатацию.



Портрет императора Александра II Художник - Генрих фон Анджели. 1870-е гг.

В том же 1870 году в городе была построена водонапорная башня и Главные железнодорожные мастерские Рыбинско-Бологовской дороги, в советские годы превращенные в завод дорожных машин.

Железнодорожный вокзал в Рыбинске 1875-1877 гг.

В 1897 году Рыбинско-Бологовская железная дорога стала частью Московско-Виндаво-Рыбинской магистрали протяженностью 2475 верст. Получив выход к Виндаве (сейчас это латвийский город Вентспилс), единственному в России незамерзающему порту на Балтике, Рыбинск упрочил свою роль важнейшего перевалочного пункта на Верхней Волге. В 1898 году железная дорога связала Рыбинск с Ярославлем.

Общий вид Рыбинского вокзала со стороны железнодорожного полотна 1900-1909 гг.


Рыбинский вокзал

На всем протяжении Рыбинско-Бологовской железной дороги ее вокзальные павильоны и прочие сооружения строились по проектам ученика Константина Андреевича Тона, академика архитектуры Карла Карловича Рахау (1830–1880 гг.).


Архитектор Карл Карлович Рахау Портрет из журнала «Зодчий». 1880 г.

Рахау построил и первый железнодорожный вокзал в Рыбинске. Здание вокзала было деревянным и сгорело в 1903 году. На его месте в 1904–1905 годах возвели кирпичное вокзальное здание в стиле модерн. Автором проекта стал гражданский инженер и художник Сима Исаакович Минаш (1877–1945), один из создателей Витебского и Николаевского железнодорожных вокзалов в Петербурге и оформитель Царскосельского вокзала.

Железнодорожный вокзал в г. Рыбинске. Вид с юго-востока 1906-1908 гг.


С момента открытия в 1905 году Рыбинский вокзал стал центром городской светской жизни: в его ресторане устраивались банкеты, в вокзальном здании проходили балы, концерты, званые вечера. На Привокзальной площади был разбит сквер.

Дебаркадер вокзала в г. Рыбинске 1905-1910 гг.

В 1909 году на Рыбинский вокзал прибыл вновь назначенный первый в истории Рыбинска епископ Евсевий, а в сентябре 1914 года — первый эшелон с пленными ранеными австрийцами.

Железнодорожный вокзал в г.Рыбинске. Вид с юго-востока 1906-1908 гг.

В советские годы часть интерьеров вокзала была утрачена. В 2011–2014 годах в здании была проведена масштабная реставрация. Работы велись под руководством архитектора Натальи Гончаровой. В ходе реставрации были воссозданы деревянные детали интерьера, скульптура и лепной орнамент на стенах, метлахская плитка на полу, хрустальные люстры, литая чугунная лестница второго этажа. По сохранившимся фотографиям рыбинский мастер А. Кузнецов восстановил дебаркадер перрона вокзала, уничтоженный в 1972 году. Также была приведена в порядок Привокзальная площадь. В 2016 году коллектив реставраторов победил в международном конкурсе «Зодчество 2016».

Железнодорожный вокзал в г. Рыбинске после реставрации и приспособления под современное использование 2020 г.


В левом крыле железнодорожного вокзала находится городской автовокзал.

Железнодорожный вокзал в г. Рыбинске 2020 г.

Рыбинский вокзал имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.



Похожие истории

Кудемская узкоколейная железная дорога

Название дороги произошло от близлежащей реки Кудьма. Колея шириной 750 миллиметров работает на тепловой тяге. Ее построили в 1949 году для доставки ресурсов из расположенных к югу от города леспромхозов.

Железная дорога и вокзал в Благовещенске

Долгое время экономическое процветание Благовещенску обеспечивало его выгодное географическое положение в месте слияния двух судоходных рек. Но случилось так, что в конце XIX века экономический прогресс пошел в обход амурской столицы.

Вокзал как эпоха

К 1867 году Иваново, Шуя и Вичуга уже определились как крупнейшие центры текстильной промышленности России. Спрос на продукцию рос быстро, число занятых в производстве и торговле увеличивалось ещё быстрее, а обозы продолжали тянуться до Москвы бесконечно долго…

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!