История завода «Сатурн» — главного предприятия Рыбинска

Время прочтения: мин.

Завод «Сатурн» заложен в разгар Первой Мировой войны и был авторемонтным предприятием. В 1924 году его запустили в качестве авиазавода. В годы ВОВ его эвакуировали в Уфу и вернули после войны.

История

В 2021 году крупнейшему и одному из старейших городских предприятий исполнилось 105 лет. История завода неразрывно связана с Рыбинском, где сосредоточено его основное производство. Огромен вклад «Сатурна» и в развитие самого города.

Офис ПАО "ОДК-Сатурн Рыбинск". 2010-е гг.

Авторемонтный завод «Русского Рено»

Предприятие было заложено в 1916 году, в разгар Первой мировой войны, на пустыре близ слободы Хомутовки. Оно было открыто в рамках реализации постановления правительства о строительстве в России пяти автомобильных заводов. Его владельцем стало акционерное общество «Русский Рено». Для строительства завода был выбран именно Рыбинск из-за удачного сочетания многих факторов: удаленность города от театра военных действий, недорогой водный фрахт, наличие железной дороги и дешевой рабочей силы. Производственные цеха строили более 1300 наемных рабочих, причем свыше 900 из них были женщинами, а также группа австрийских военнопленных. Завод начал работать как небольшое авторемонтное предприятие и с окончанием Гражданской войны был закрыт.

Село Иваново. Строительство первых корпусов завода. 1916 г.

Авиационный гигант

Правительственным решением 1924 года предприятие вновь открыли, но уже как Государственный авиационный завод № 6. В годы первых пятилеток завод был фактически отстроен заново и превратился в настоящий индустриальный гигант — Авиазавод № 26 имени Павлова.


Еще в конце 1920-х годов на нем был налажен выпуск мотора М-7, которым оснащали военные и гражданские самолеты, в том числе те, что совершали сверхдальние перелеты из Москвы на Северный полюс и участвовали в операциях по спасению полярников. Перед войной здесь освоили производство мотора М-100, созданного на базе двигателя «Испано-Сюиза», и М-103 для скоростных бомбардировщиков.

Эвакуация и возвращение в Рыбинск

В первые месяцы войны завод продолжал работать на полную мощность и выпускал по 45 авиадвигателей в сутки: немцы поначалу не бомбили предприятие, так как были уверены, что Рыбинск скоро окажется в их руках. Со второй половины октября 1941 года начался демонтаж станков и поэтапная эвакуация производства на восток. Вслед за оборудованием к новому месту жительства, в Уфу, выезжали его работники с семьями. 


Первую массированную бомбардировку Рыбинска фашистская авиация совершила 10 декабря 1941 года, когда стало ясно, что город вермахту взять не удастся. Но немецкие бомбы упали на опустевшие цеха, о чем не без издевки и сообщило Совинформбюро в ответ на победные реляции фашистской пропаганды об уничтожении стратегически важного советского предприятия. Несмотря на то что в результате вражеских бомбардировок пострадало почти 90 процентов площадей завода, в марте 1942 года он возобновил производство.

Моторостроительный завод в Рыбинске после бомбардировки. 1941 г.

Моторостроительный завод: на пике науки и техники

В первые послевоенные годы коллектив завода работал над созданием двигателя для дальнего бомбардировщика Ту-85, а в 1950-е годы перешел на выпуск турбореактивных двигателей.

Под руководством Павла Федоровича Дерунова, назначенного директором Рыбинского моторостроительного завода в 1960 году, предприятие получило новые производственные площади и оборудование. Усилиями главного конструктора Петра Алексеевича Колесова здесь были созданы и выпускались двигатели для суперновых ракетоносца Т-4, сверхзвукового Ту-144, многоцелевого истребителя Як-141. В 1966 году успехи Рыбинского научно-производственного объединения моторостроения были отмечены орденом Ленина.

Павел Федорович Дерунов - директор Рыбинского моторостроительного завода, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, почётный житель города Рыбинска. Вторая половина XX в.

С конца 1960-х годов одним из первых в СССР завод стал работать по программе научной организации труда, в нем появился Информационно-вычислительный центр с ЭВМ, в цехах заработали станки с числовым программным управлением. К 1970 году на предприятии работало 35 000 человек, или каждый шестой житель города.


В 1970-х годах завод приступил к производству турбореактивных двигателей для Ил-62 и Ил-76 и их модификаций, начал выпускать снегоходы «Буран» и другую высокотехнологичную продукцию гражданского назначения. В 1981 году за освоение новой гражданской техники и серийный выпуск военной техники предприятие было награждено орденом Октябрьской Революции.

Офис ПАО "ОДК-Сатурн Рыбинск". 2016 г.

Завод — городу

Десятилетиями завод вкладывал большие средства в развитие социальной инфраструктуры Рыбинска. Силами его домостроительного комбината в городе был возведен новый микрорайон Скоморохова Гора, всего же завод построил свыше двух миллионов квадратных метров жилья. Благодаря Рыбинскому моторостроительному заводу в городе появились футбольный и воднолыжный стадионы, плавательный бассейн «Сатурн», ледовый дворец спорта «Полет», базы отдыха и детские сады. Заводской Дворец культуры «Авиатор» по сей день является украшением Рыбинска и его лучшей сценической площадкой.

Офис ПАО "ОДК-Сатурн Рыбинск". 2020 г. Автор фото - Margmila

«Сатурн» сегодня

Сегодня рыбинское акционерное общество «ОДК-Сатурн» — ведущая российская двигателестроительная компания, которая специализируется на разработке, производстве и обслуживании газотурбинных двигателей для авиации, флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.

Офис ПАО "ОДК-Сатурн Рыбинск". 2018 г.

Похожие истории

Ракета-носитель «Восток»

Главная достопримечательность Калуги — ракета-носитель «Восток», спроектированная К. Э. Циолковским. Такая ракета отправила Юрия Гагарина в космос в 1961 году. Ракета на постаменте — это дублер.

Липские железоделательные заводы. Создание флота

Еще до образования современного Липецка в XVIII веке на берегу реки Липовки строили железоделательные заводы, снабжавшие металлом императорский флот. Из железа делали пушки, ядра для них и якоря.

Камышин — арбузная столица России

Камышин славится своими арбузами с Петровских времен, и сегодня горожане гордятся этим «вкусным» промыслом. 

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!