Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Привокзальная, 9

GPS: 53.624395 , 52.418907

Станция Бугуруслан была открыта 8 сентября 1888 года как часть Самаро-Уфимской железной дороги и сыграла ключевую роль в развитии региона, связывая его с важными центрами страны. В годы Великой Отечественной войны станция стала стратегическим узлом для отгрузки нефти и сегодня представляет собой современный транспортный узел с обновлённым вокзалом и улучшенными условиями для пассажиров.

На рубеже XIX и ХХ веков Российская империя переживала период активного железнодорожного строительства. В апреле 1885 года началось строительство Самаро-Уфимской железной дороги за счёт казны. Одной из 23 её станций стал Бугуруслан. Торжественное открытие дороги вместе со станцией состоялось 8 сентября 1888 года.

Железнодорожный вокзал Бугуруслана. 1969 г.

Построение Самаро-Уфимской железной дороги. 1889 г.

Первоначально на станции не было вокзала для пассажиров. На этом месте была построена небольшая казарма, в которой проживал обслуживающий персонал. Рядом с ней находилось станционное здание, включавшее телеграфную комнату. Станция была оборудована осветительным и противопожарным оборудованием.


К началу XX века там появились новые здания. В 1901 году открылся одноэтажный вокзал для обслуживания пассажиров. Открытие станции и вокзала значительно повысило мобильность жителей региона, связав его с центральными и восточными областями страны, и сыграло важную роль в экономическом росте Бугуруслана.

Трудные годы Первой мировой войны и революционных потрясений затронули деятельность железнодорожников. Движение поездов выбивалось из графика. Работа станционного телеграфиста была связана с риском для жизни. Во время Гражданской войны станция Бугуруслан стала штаб-квартирой для чешского коммуниста и писателя-сатирика Ярослава Гашека. Весной 1919 года 36-летний политкомиссар Красной Армии Гашек возглавлял мобильную типографию Пятой армии, оборудованную в железнодорожном вагоне. По прибытии в Бугуруслан вагон-типография стоял на запасном пути. Гашек буквально жил на этой станции. Под его руководством в вагоне-типографии верстались и печатались номера газеты «Красноармейская звезда».


Я. Гашек. XX в.

Вагон-типография III Красной армии. 1919 г.

В 1920–1930 годы на железнодорожной станции Бугуруслана своевременно выполнялись все технические нормативы, что позволило не допускать аварий или многочасовых сбоев при прохождении грузовых и пассажирских составов через город. В годы Великой Отечественной войны станция Бугуруслан была одним из важнейших стратегических объектов страны — там формировались нефтяные железнодорожные составы. Необходимо было строго соблюдать график отправки цистерн с бугурусланской нефтью на ближайшие нефтеперерабатывающие заводы. В основном наливщиками цистерн работали женщины, и работа эта была невероятно трудной, так как нужно было точно соединять тяжёлые шланги, подававшие нефть под давлением, с железнодорожной цистерной. Стремились не пролить ни капли. Военное время диктовало принцип: «Каждая цистерна с нефтью — наш удар по фашистам!» В годы войны отгрузка сырой нефти со станции Бугуруслан увеличилась в пять раз.

В 1950–1980-е годы на станции Бугуруслан активно внедрялись нововведения, связанные с техническим перевооружением железнодорожного транспорта и обработкой грузов. Большое внимание уделялось улучшению культуры и качества обслуживания пассажиров. Рационализировалась продажа билетов на проходящие поезда, обустраивался зал ожидания и привокзальная территория.



В 1990-е годы наблюдался спад хозяйственно-производственной активности, но к началу 2000-х годов ситуация начала улучшаться. Через станцию стало проходить больше товарных и пассажирских поездов. Сегодня в летнее время там проходит более 30 пар пассажирских поездов, в зимнее — от 15 до 20 пар. Эти поезда следуют до Москвы, Петербурга, других крупных городов страны, а также до станций Урала, Сибири, Северного Кавказа и юга России. Среди жителей и гостей города популярны пригородные поезда.


Идет Бугурусланская нефть. 1958 г.

Последовательно на станции Бугуруслан улучшалась и технология обработки грузов, включая малогабаритные и крупногабаритные грузы в универсальных контейнерах весом от 3 до 20 тонн. В 2016 году для удобства пассажиров была проведена коренная реконструкция железнодорожных платформ, а также старого здания вокзала и привокзальной территории. В настоящее время вокзал Бугуруслана представляет собой комфортное многофункциональное здание, оснащённое современной визуальной информацией и навигацией. В одноэтажном вокзале находится уютный зал ожидания, туалетные комнаты, кассы, игровая зона для детей и музейный уголок. В напольных витринах выставлены редкие артефакты, а настенные стенды и экспонаты в открытом доступе рассказывают об истории строительства и эксплуатации Самарского отделения Куйбышевской железной дороги.


Похожие места

Ростовская железная дорога и вокзал

Первая железная дорога в России, построенная без привлечения иностранных инвестиций, была закончена в рекордные два года. Тогда же, в 1870 году, сюда отправился поезд из Москвы

Историческая справка о железной дороге и вокзале

Станция Обираловка открыта в 1861 году. Пассажиропоток первых лет составлял около 9 тысяч человек в год. Переименована в 1939 году в станцию Железнодорожная. Сегодня станция на реконструкции, здесь строится крупнейший в Подмосковье конкорс.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

В конце XIX века в Сасове началось строительство Московско-Казанской железной дороги, что сильно изменило облик города и поспособствовало его развитию.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!