Донские клейноды — дары императоров

Время прочтения: мин.

Клейноды — особые казацкие украшения, дарованные от престола. Старейшие клейноды, подаренные Петром I, хранятся в новочеркасском музее. Это насека, бунчук, пернач и флаг Войска Донского.

История

Характерным атрибутом казачьего сообщества служили особые, дарованные ему от престола реликвии и регалии, в совокупности именуемые клейнодами (от немецкого kleinod — сокровище, драгоценность).


Донское казачье войско в старину считалось первым по старшинству среди 11 российских казачьих войск на том основании, что самая ранняя из адресованных ему царских грамот датирована 1570 годом. Спустя 40 лет, в 1614 году, царь Михаил Федорович даровал донцам их первое официальное знамя.


Портрет Д. Ефремова. XVIII в.

Знамя из музея истории Донского казачества

Клейноды — атрибуты казаков — сначала хранились в старой казачьей столице Черкасске, в 1805 году их перенесли во вновь основанный Новочеркасск. До конца XIX века они находились в особой комнате Войсковой канцелярии, а в 1900 году, вскоре после образования Донского музея, их передали туда. В особо важных и торжественных случаях клейноды по давнему обычаю выносили на казачий круг.

Наиболее древние и ценные в собрании новочеркасского Музея донского казачества — клейноды, пожалованные Петром I. Это символы атаманской власти: насека (трость), бунчук (древко с привязанным конским хвостом, знак ставки, символ атамана на походе), пернач (разновидность булавы) и значок (флаг) Войска Донского.


Регалии Войска Донского, пожалованные Петром I : Насека; Пернач; Бунчук; Печать

Насека, пожалованная царем в 1704 году, символ гражданской власти наказного атамана, представляет собой длинный (около 180 сантиметров), с серебряным навершием деревянный посох, на котором первоначально насекались имена атаманов. Петр I распорядился «сделать насеку простого дерева длиной полтреаршина и выписать краскою на ореховый цвет, и чтобы положил больше олифы, чтобы та краска не стиралась и оправить с обоих концов серебром положа на то 10 ефимков». 



Насека с надписью «Насека Войска Донского сделана в правление войск атамана Алексея Иловайского 1778 года...»

Пернач и бунчук с золотым шаром (золоченым «яблоком») получены Войском из рук царя в 1706 году за заслуги казаков в подавлении астраханского бунта. Однако они пострадали в пожаре 1744 года и воспроизведены в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Пернач — знак высшего атаманского достоинства, серебряная булава с навершием грушевидной формы, которое поделено на восемь долей, похожих на птичьи перья. 

Символы круга и атаманской власти: бунчук, насека, булава, пернач. XVIII в.

Пернач Наказного Атамана Войска Донского, подаренный Елизаветой Петровной на Дон в 1746 г.

Экспонаты из другого музея

Значок с изображением государственного герба («знамя большое») пожалован Петром I донским казакам в 1712 году. В экспозиции музея донского казачества представлены знамена, серебряные ковши, парадное холодное оружие и другие клейноды, пожалованные Войску за верную службу Анной Иоанновной, Екатериной II, Александром I и Александром II.


Регалии Войска Донского, пожалованные Петром I : Насека; Пернач; Бунчук; Печать

До 1919 года казачьи реликвии находились в экспозиции Донского музея, в годы Гражданской войны были вывезены в эмиграцию и долгое время хранились в музее Праги. В 1945 году, по соглашению между советским и чехословацким правительствами, казачьи клейноды вернулись в СССР и с 1946 года занимают почетное место в экспозиции новочеркасского Музея истории донского казачества.



Похожие предметы

Единственный сохранившийся в России двуглавый орел XVII столетия

Двуглавый орел был установлен на саранской Спасской башне в XVII веке. Благодаря легенде, что он был пожалован городу Иваном Грозным, в советское время его не уничтожили, а отдали в краеведческий музей.

Сабля Александра I

Парадная сабля Александра I, переданная Войску в знак «особой благосклонности» к нему императора его младшим братом Николаем I.

Хоругвь Саранского ополчения Отечественной войны 1812 года

Хоругвь расписана священником Иваном Федоровым в XVIII веке. На одной ее стороне изображен Иоанн Богослов, на другой — архангел Михаил. В 1812 году она стала православным символом для ополченцев всего уезда.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!