«Да будет нефть!» И нефть пошла!

Время прочтения: мин.

Открытие Самотлорского месторождения — главная история в молодой городской хронике. Она положила начало будущему Нижневартовска.

История

Выход к Самотлору начался в первой половине 1960-х годов после того, как открыли Усть-Балыкское месторождение, самое крупное на тот момент в Тюменской области. Эту работу осуществляла Мегионская нефтеразведочная экспедиция, возглавляемая Владимиром Алексеевичем Абазаровым.

Владимир Алексеевич Абазаров

Озеро Самотлор

По отработанной методике поисково-разведочных работ первую скважину Р-1 предстояло закладывать и бурить в самом центре структуры. Территория же Самотлорской площади сильно заболочена, участок работ располагался в 20 километрах от речных путей, следовательно, буровой станок можно было завезти только по зимнику. Впервые достичь Самотлор попытались зимой 1963–1964 года. Зимник шел вдоль озер, первые рейсы закончились неудачно: проваливался лед и тонули тракторы. В 1965 году решили строить новый зимник через поселок Нижневартовск.



Затонувший трактор на Самотлорских болотах

Потерпевшая аварию машина на заснеженной дороге на Самотлорское месторождение

Возглавлял отряд первопроходцев главный механик экспедиции Капиш Абраев. Каждый метр пути преодолевали с огромными усилиями. За переход тридцать раз тонули тракторы. Путь в 105 километров группа преодолела за 36 дней, 25 из которых занял последний двадцатикилометровый участок. Дорогу к Самотлору проложили к весне 1965 года, начали завозить оборудование и материалы.

Канадский болотоход Foremost

В конце марта вышкостроительная бригада А. С. Кузякова закончила монтировать буровую установку. Бурить первую скважину доверили буровому мастеру Г. И. Норкину, бригада которого в начале апреля 1965 года и приступила к этому на Самотлоре. В составе бригады работали бурильщики Г. В. Меджевский, Ф. З. Хафизов, Е. Ф. Липковский, М. А. Литвиненко, помбуры А. Тарасов, А. Федосов, М. Л. Симаков, К. Дулов. Владимир Алексеевич Абазаров 29 мая 1965 года отправил начальнику Тюменского геологического управления Рауль-Юрию Георгиевичу Эрвье знаменитую радиограмму о первом нефтяном фонтане на скважине Р-1 Самотлора, а 22 июня 1965 года бригада П. Г. Безродного на ней получила фонтан безводной нефти суточным дебетом более тысячи кубометров. Итак, успешная разведка состоялась. Но до начала промышленной эксплуатации Самотлорского месторождения еще было далеко.

Г. И. Норкин с бригадой

Зимой 1969 года буровая бригада Степана Ананьевича Повха вела проходку скважины № 200. Несмотря на трудности, связанные с погодными условиями, бурение закончили 28 февраля. Об этом ярко написал современник и очевидец этих событий Борис Евдокимович Щербина, бывший тогда первым секретарем Тюменского обкома партии:

Степан Ананьевич Повх

1969 год. Лютая сибирская зима. Ртутный столбик редко поднимался к 30 градусам (минусовым, естественно), стужа гнала его за отметку минус 50. Зима как бы решила сорвать пуск Самотлора, она мешала бурить эксплуатационные скважины, подвозить оборудование и строить трубопроводы. Зимний Самотлор 1969 года не сдавался, он словно бы бросил людям вызов, испытывал их волю. Замерла техника. Ломались, как щепки, зубья на ковшах экскаваторов, лопались от мороза и падали наземь стрелы. Официально работы прекратились. Но на буровой № 200 мастер Степан Ананьевич Повх вел со своими помощниками проходку скважины. Натужно, в клубах пара, гудела буровая, обросшая ледяными глыбами. Все было напряжено: нервы людей, механизмы, металл. Нельзя не работать, надо, — как бы оправдывался Степан Ананьевич. Ведь он нарушил предписание горного надзора и продолжал работу, несмотря на стужу. Рядом с буровой уже легли нитки сборных трубопроводов, из-за низкой температуры монтажники и сварщики прекратили работу, но никто с трассы не уходил. Строители грели машины, сами отогревались у костров и ждали, ждали: может, немного потеплеет, может, удастся урвать у природы хоть час для монтажа и сварки.

Первая промысловая скважина Самотлора № 200

С. А. Повх и И. И. Рынковой на скважине № 200

Первую промысловую скважину № 200 Самотлорского месторождения подключили к нефтесборной сети 2 апреля 1969 года. В этот день честь открыть задвижку была предоставлена буровому мастеру Степану Ананьевичу Повху и начальнику нефтепромысла Ивану Ивановичу Рынковому. «Поздравляю вас», — всего-то и сказал Повх, обращаясь к собравшимся. Нефть устремилась по трубам к Омску, Самотлор заработал.

Освоение нефти в Тюмени. 1965 г.


Похожие истории

Камышин — арбузная столица России

Камышин славится своими арбузами с Петровских времен, и сегодня горожане гордятся этим «вкусным» промыслом. 

История завода «Сатурн» — главного предприятия Рыбинска

Завод «Сатурн» заложен в разгар Первой Мировой войны и был авторемонтным предприятием. В 1924 году его запустили в качестве авиазавода. В годы ВОВ его эвакуировали в Уфу и вернули после войны.

Лысьвенская эмалированная посуда — символ города XX века

Владелец Лысьвенского металлургического завода Павел Шувалов в XX веке придумал изготавливать эмалированную посуду. Для этого он даже пригласил польских специалистов. Сегодня такая посуда — символ Лысьвы. 

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!