Армавир — гостеприимный цветущий город с богатой историей

Время прочтения: мин.

В начале своей истории Армавир был армянским аулом. Поворотным моментом в его судьбе стало появление железной дороги. Великая Отечественная война разрушила город, но сейчас это промышленный и культурный центр.

Возникший как небольшой армянский аул, в первые годы существования этот населенный пункт напоминал крепость. Теперь это крупный промышленный и культурный центр.

Общий вид г. Армавир 1913 г.

Символы города

Армавир — молодой город, расположенный на земле с тысячелетней историей. Долгие годы этот край сотрясали войны и революции. Потому создание герба было отложено на будущее.

Герб Армавира был разработан только в последней трети XX века. Первый его вариант приняли в 1974 году. Тогда он мало чем отличался от геральдических символов других населенных пунктов СССР. Прежде всего он должен был символизировать трудовое единство села и города. На гербовом щите, разделенном вертикально на синюю и красную половины, находился золотой обруч из шестерен и колосьев. На обруче лежал прямоугольник зеленого цвета с названием города. Встречаются изображения герба с некоторыми незначительными вариациями: в частности, верх щита иногда украшали золотыми крепостными зубцами.



Герб Армавира в 1974 г.

Новый герб, утвержденный 20 ноября 2005 года, сильно от него отличается: «В червленом (красном) поле лазоревая (синяя, голубая) фигура, образованная соединенными главой и столбом, тонко отделенная от червлени серебром. Соединение двух ее частей накрыто золотым цветком подсолнуха. В нижней части фигура обременена серебряным кадуцеем особого вида (трость с крыльями у навершия и двумя переплетенными виноградными лозами), верхняя часть которого лежит поверх цветка». Две голубые полосы на гербе олицетворяют реки Кубань и Уруп, на берегах которых лежит город. Цветок подсолнуха — не только символ богатства и плодородия, но и указание, что еще в царской России край занимал лидирующие позиции в маслобойном производстве (изготовлении подсолнечного масла). Кадуцей говорит о мирном сосуществовании в Армавире представителей десятков национальностей, а также о развитии ремесел и торговли. Лозы, обвивающие кадуцей вместо змей, указывают на еще один источник богатства края — виноград, одновременно это символ плодородия.





Современный герб Армавира

Флаг

Флаг Армавира — прямоугольное полотнище со сторонами, относящимися друг к другу в пропорции 3:2, — повторяет изображение герба города, повернутое на 90 градусов в правую сторону.

Флаг Армавира

Историческая справка о городе

История Армавира, расположенного на северо-востоке Краснодарского края, началась 21 апреля 1839 года, когда командующий правым флангом Кавказской линии генерал Григорий Христофорович фон Засс подписал приказ о переселении в устье реки Уруп черкесогаев. Так называли одну из этнических групп армян. Предположительно, они перебрались на Северный Кавказ из Крыма в конце XV века, вскоре после захвата полуострова Османской империей. На новой родине армяне сохранили единство, хотя и позаимствовали отдельные элементы быта соседних народов. У них постепенно сложился особый диалект. Единственным способом для «горских армян» сохранить религию и саму жизнь в условиях, когда среди проживавших вокруг народов все больше укоренялся ислам в воинствующей форме, стал переход под русское покровительство. Там, где река Уруп впадает в Кубань, основали Армянский аул. В 1841-м здесь построили армянскую церковь, а с 1848 года селение стало называться Армавиром.



Барон Григорий Христофорович фон Засс

Его окружал ров шириной в 2,5 метра и вал, на котором размещалась стена, сделанная из двух плетней, пространство между ними засыпали землей. В укрепленный пункт вело трое охраняемых ворот. Из-за постоянного притока населения площадь Армавира несколько раз увеличивали. Жители вели привычный для них образ жизни, занимались земледелием (сеяли просо и кукурузу), скотоводством (разводили овец, лошадей и буйволов) и меновой торговлей с черкесами. В 1860-х, с окончанием Кавказской войны, сюда хлынул поток русских переселенцев, вынужденных арендовать землю у местных собственников или же наниматься в мастерские и мелкие предприятия.

Река Кубань и мост в Армавире 1903–1914 гг.

Владикавказская железная дорога

Судьбоносным событием в жизни аула стало проведение через него в 1875 году Владикавказской железной дороги. Это значительно активизировало местную жизнь, и в 1876-м Армавир получил статус села, став в 1888 году административным центром Лабинского отдела Кубанской области. Были возведены каменные жилые и общественные здания, появлялись учебные заведения. При этом застройка часто шла комплексно — сооружались целые улицы с интересными зданиями. Возник даже особый стиль украшения крыш шарообразными куполками. В 1897-м здесь проживало уже 18 тысяч человек. Еще большему росту благосостояния жителей способствовало строительство железной дороги Армавир — Туапсе, связавшей село с черноморским побережьем. Ее строительство началось в 1908 году. Логическим итогом быстрого развития поселения стало присвоение Армавиру статуса города 23 марта 1914 года.

Вокзал Владикавказской ЖД и пешеходный мост через рельсовые пути

Собственные деньги

Перед революцией здесь уже были мужская и женская гимназии, несколько школ, театр (с 1908 года), цирк, кинематограф, библиотеки, электрическое освещение, выпускались газеты, причем многое из перечисленного появилось еще в бытность Армавира селом. В 1917-м начала функционировать еще одна железная дорога, Армавир — Ставрополь, что окончательно превратило город в важный железнодорожный узел. Во время Гражданской войны в городе 12 раз менялась власть, здесь печатались и даже чеканились собственные деньги, получившие название армавирок. Последнее явление вызвал так называемый «денежный голод»: в окруженный со всех сторон войсками враждующих сторон город денежные знаки просто неоткуда было поставлять. В 1920–1930-х развитие Армавира продолжалось: реконструировались старые и строились новые предприятия, росла численность жителей, достигшая к 1939 году около 83 тысяч человек. В 1936-м город стал центром Армавирского района.

Разменный знак 5 рублей 1918 г.

Владикавказская железная дорога

Судьбоносным событием в жизни аула стало проведение через него в 1875 году Владикавказской железной дороги. Это значительно активизировало местную жизнь, и в 1876-м Армавир получил статус села, став в 1888 году административным центром Лабинского отдела Кубанской области. Были возведены каменные жилые и общественные здания, появлялись учебные заведения. При этом застройка часто шла комплексно — сооружались целые улицы с интересными зданиями. Возник даже особый стиль украшения крыш шарообразными куполками. В 1897-м здесь проживало уже 18 тысяч человек. Еще большему росту благосостояния жителей способствовало строительство железной дороги Армавир — Туапсе, связавшей село с черноморским побережьем. Ее строительство началось в 1908 году. Логическим итогом быстрого развития поселения стало присвоение Армавиру статуса города 23 марта 1914 года.

Вокзал Владикавказской ЖД и пешеходный мост через рельсовые пути

Собственные деньги

Перед революцией здесь уже были мужская и женская гимназии, несколько школ, театр (с 1908 года), цирк, кинематограф, библиотеки, электрическое освещение, выпускались газеты, причем многое из перечисленного появилось еще в бытность Армавира селом. В 1917-м начала функционировать еще одна железная дорога, Армавир — Ставрополь, что окончательно превратило город в важный железнодорожный узел. Во время Гражданской войны в городе 12 раз менялась власть, здесь печатались и даже чеканились собственные деньги, получившие название армавирок. Последнее явление вызвал так называемый «денежный голод»: в окруженный со всех сторон войсками враждующих сторон город денежные знаки просто неоткуда было поставлять. В 1920–1930-х развитие Армавира продолжалось: реконструировались старые и строились новые предприятия, росла численность жителей, достигшая к 1939 году около 83 тысяч человек. В 1936-м город стал центром Армавирского района.

Разменный знак 5 рублей 1918 г.


Армавир в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война не пощадила город. Армавир находился под оккупацией с начала августа 1942 по конец января 1943 года. За это время было уничтожено 1200 зданий, разрушено 80 % предприятий. Историческая застройка претерпела невосполнимые утраты — от некогда целых комплексов зданий сохранились лишь отдельные сооружения.

Субботник в освобожденном Армавире 1943 год.

Армавир - важный железнодорожный узел

В начале ХХ века Армавир стал важным железнодорожным узлом на Северном Кавказе. Он служил воротами к майкопской нефти и черноморскому побережью. Эти обстоятельства предопределили стремление немецко-фашистских захватчиков овладеть городом.



Железнодорожный путь Владикавказской железной дороги в Армавире 1911 г.

Сопротивление врагу и подготовка к защите Туапсе

В августе 1942 года начались ожесточенные бои за Армавир. По некоторым позициям превосходство противника было десятикратным. Несмотря на это, защитники более недели сопротивлялись вражескому натиску, и только угроза окружения заставила красные части оставить город в ночь на 9 августа. Длительная оборона города позволила подготовиться к защите Туапсе, а также направить в тыл десятки эвакогоспиталей и эшелонов с эвакуируемыми материальными ценностями. Большой вклад в оборону города внесли выпускники армавирской летной школы, сбившие 38 вражеских самолетов.

Пришедшие в Армавир гитлеровцы установили в городе режим террора. Только в районе хутора Красная Поляна позднее обнаружили захоронения 6680 человек, расстрелянных и замученных фашистами. Для этих целей использовали в том числе специально оборудованные автомобили-душегубки. Но сломить сопротивление армавирцев было невозможно. В городе действовала подпольная молодежная организация, в округе сопротивление врагу оказывали партизаны. Им удалось уничтожить около двух тысяч вражеских солдат и офицеров. Местное население прятало раненых красноармейцев.



Дмитрий Фёдорович Лавриненко

Освобождение Армавира

24 января 1943 года Армавир освободили. Этому предшествовали тяжелые бои. Отступающие немцы использовали тактику выжженной земли и фактически сравняли город с землей. Не менее ужасными были потери и среди мирных жителей. На фронт ушло около 30 тысяч армавирцев, из них не вернулось с полей сражений более 12 тысяч. Многие были награждены орденами и медалями, а двадцати присвоили высокое звание Героя Советского Союза. После освобождения города жители начали его восстанавливать, и в первую очередь поднимали из руин объекты военного назначения. В Армавире ремонтировали военную технику, изготовляли боеприпасы, лечили раненых.

Более 40 мемориалов и памятников в память о военных событиях

Боль тех лет навсегда останется в сердцах жителей города. Об этих событиях напоминают более 40 мемориалов и памятников, многие армавирские школы носят имена героев. Армавиру присвоено почетное звание «Города воинской доблести». Первые памятники героям-армавирцам появились сразу после войны. Уже в 1945 году тут воздвигли обелиск, посвященный 27 партизанам, защищавшим город. В 1964-м в уютном сквере в центре Армавира на улице Кирова зажгли Вечный огонь. Он горит перед обелиском, который посвящен красноармейцам, павшим в Гражданскую войну. Но Вечный огонь зажгли в память обо всех погибших солдатах и жителях города. В День освобождения Армавира от фашистских захватчиков и в День Победы почтить память родных и близких сюда всегда приходит много людей с цветами. В 2000 году в Армавире открыли один из самых молодых памятников героям войны — морякам-кубанцам (скульптор Александр Горбатов). Это высеченный в каменной глыбе бюст молодого человека в бескозырке. Место для него было выбрано не случайно. Именно здесь осенью 1942-го были расстреляны 18 моряков, захваченных в плен после уничтожения ими самолетов противника в Майкопе. Каждый клочок земли Армавира помнит о войне. Каждый его житель впитал с молоком матери гордость за свою землю и предков.



Вечный огонь в Армавире

Вечный огонь в Армавире

Армавир сегодня

В послевоенное время город восстановился, вырос и похорошел. Сейчас в Армавире проживает 186 тысяч человек. Это крупный индустриальный центр, где работает несколько десятков предприятий пищевой промышленности, приборо- и машиностроения, металлообработки, легкой промышленности, энергетики. В городе действует краеведческий музей, театр драмы и комедии, дом-музей писателя Саввы Артемьевича Дангулова. Армавир — зеленый город, его улицы украшают парки, скверы, скульптурные композиции. История города запечатлена во многих памятниках и обелисках. Рядом с Армавиром расположено немало палеонтологических, геологических и археологических памятников, в том числе городища и курганные группы бронзового и раннего железного века. Город подарил стране и миру много известных деятелей искусства, науки, военачальников, более десяти Героев Советского Союза и России. В 2013-м здесь заработала радиолокационная станция типа «Воронеж», способная охватывать территорию от Китая до Африки и Южной Европы и эффективно защищать воздушные границы страны. Но Армавир — мирный и гостеприимный город, он всегда готов радушно открыть гостям свои объятия.




Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!