Широко известный абашевский художественный промысел получил свое название по имени села в Спасском уезде на северо-западе Пензенской губернии, на берегах реки Патры. Абашево — село старинное, по меньшей мере на полвека старше самой Пензы, первое упоминание о нем датируется 1616 годом.
Дом-музей абашевских мастеров. Крыльцо. 2013 г.
Дом-музей абашевских мастеров. 2013 г. Автор фото - Виталий Жевнеров
Уже в конце XVIII века в нем проживало более 1300 человек. Село издавна было помещичьим, но прославили его не владельцы-баре, а здешние гончары — горшечники и особенно дудочники. Во второй половине XIX века с развитием фабричной выделки посуды абашевский горшечный промысел постепенно угас — его вытеснило производство игрушек-дудок, или, правильнее сказать, свистулек.
Дом-музей абашевских мастеров. Внутреннее убранство. 2013 г. Автор фото — Виталий Жевнеров
Их изготовлением занимались полторы сотни крестьянских семей, секреты лепки, обжига и росписи передавались из поколения в поколение, обучать ремеслу начинали с восьмилетнего возраста. Постепенно в Абашеве сложились целые династии гончаров-игрушечников. Есть они и сегодня — Зоткины, Зюзенковы, Еськины, Малышевы, многие другие.
Абашевские игрушки. 2022 г.
Абашевские игрушки. 2021 г.
Сделанные их руками забавные глиняные фигурки-свистульки неоднократно экспонировались в Москве и западноевропейских столицах. Представлены они и в экспозиции филиала Пензенского государственного краеведческого музея — Музее народного творчества.
Детские занятия в Абашевской мастерской-лаборатории. 2013 г. Автор фото — Виталий Жевнеров
Абашевские игрушки
Изображающая всадников, барынь, фантастических птиц, сказочных, на коротких ножках и с удлиненным туловищем животных — баранов, козлов, оленей, львов, медведей, — как правило, ярко раскрашенная и отчасти позолоченная абашевская игрушка-свистулька нравится и детям, и взрослым. В современном Абашеве открыт Дом-музей абашевских мастеров. Есть и детская мастерская-лаборатория, гостей которой приглашают попробовать себя в художественной лепке.
Марийские женщины издревле украшали одежду вышивкой, в которой отражались космогонические представления о мироустройстве. Марийские костюмы с вышивками изготавливают по сей день.
Белоглиняная посуда была отличительной чертой Серпухова с XII по XIX век. Археологи находят ее образцы по всей России. Материал был редким для других регионов — гости Серпухова увозили с собой кухонную утварь.
Вологодские умельцы достигли особого мастерства в кружевоплетении. Ученые предполагают, что это дело в Вологде возникло в XVI веке, когда по Северному пути в Россию пришли плетения европейских мастеров.