Советская власть установилась в городе далеко не сразу. Левые эсеры занимали там главенствующую роль. Только к апрелю 1918 года в Кузнецке образовался комитет Коммунистической партии. Власть едва держалась – для её поддержки и установления порядка в городе большевики запросили отряд из соседнего Хвалынска.
В конце апреля отряд вошёл в Кузнецк. Это были крупные силы Красной гвардии, набранные из крестьянской бедноты. Ими руководили командир Пудовочкин и комиссар Кузин. Как создавался этот отряд — неизвестно, но существовали случаи, когда к таким частям присоединялись дезертиры и бандиты. Возможно, так было и с отрядом из Хвалынска. Большую роль в последующих событиях сыграл и характер Пудовочкина – он вербовал добровольцев лично, не считаясь ни с чьим мнением. Так, вместо необходимых 150–200 человек в Кузнецк направилось более 400.
Вскоре Пудовочкин утратил сдержанность и вместо наведения порядка начал ревкизиции. Такой произвол не хотели терпеть люди всех сословий. Объявив себя диктатором, Пудовочкин отстранил местных партийных работников и арестовал Кузина, пытавшегося ему возражать. Хвалынцы заняли телефон и телеграф. Грабежи и убийства захлестнули город. Видя творящийся вокруг произвол, купцы стали настраивать жителей против новой власти, по округе прошла череда налётов на сельсоветы.
Местные большевики были вынуждены уйти в подполье и вызвать рабочие дружины из Сызрани. Первыми в захваченный город прибыли отряды с Липовской и Литвинской фабрик. Однако силы отряда Пудовочкина легко их разогнали. 4 мая, в субботу Страстной недели, в Кузнецк подошли новые силы. Разгорелся неравный бой. Крайне недовольные горожане, почувствовав поддержку, приняли участие в сражении. Хвалынцы оказались меж двух огней. Остатки отряда были загнаны в бывший дом П. П. Боброва. Пудовочкину удалось скрыться, но он был пойман и расстрелян. К вечеру воскресенья всё было кончено, и глазам горожан открылась картина страшного побоища — центр города был усеян сотнями трупов. Случившееся прозвали «кровавой Пасхой». Только через несколько дней в Кузнецке с трудом был восстановлен порядок.
Но мирная жизнь была ещё далеко. Следовавший на Дальний Восток через Пензу Чехословацкий корпус в ночь на 26 мая поднял мятеж. По мнению многих историков, это событие положило начало Гражданской войне. Одному из подразделений, которым командовал С. Чечек, 29 мая удалось занять Пензу, а 31 мая — Кузнецк. Власть в спешке покинула город. Кузнецк трое суток находился под контролем чешского гарнизона. Затем мятежники пополнили запасы продовольствия и двинулись в Сызрань.
Отсутствием в городе большевиков тут же воспользовались их противники. Вскрыв военный склад, они собрали отряд в тысячу штыков. Отряд возглавили некто по фамилии Глухов (по некоторым сведениям, бывший матрос) и капитан Мыльников. Вокруг них собрались бывшие офицеры, которые обратились за помощью к чехам, предоставившим отряду бронепоезд и артиллерию.
Весь июнь город находился под властью восставших. Большевики стягивали силы для борьбы с ними. Лишь 2 июля 1918 года на рассвете Пензенский Революционный комитет отдал приказ начать наступление на Кузнецк. В город ворвались кавалерия и пехота, железнодорожную станцию с боем занял красный бронепоезд. Вождей мятежа постигла суровая кара. Большинство кузнечан, уставших от анархии и произвола, вздохнули спокойно. Вскоре фронт отодвинулся далеко от города, и Гражданская война больше не заглядывала в Кузнецк.