Ысыах — якутский Новый год

Время прочтения: мин.

Национальный якутский праздник Ысыах проводят в конце весны или в начале лета, его приурочивают ко дню летнего солнцестояния. Он сопровождается множеством обрядов и игр, танцами и обязательным распитием кумыса

История

Ежегодно по всей Якутии и далеко за ее пределами, везде, где живут якуты, отмечается Ысыах — праздник в честь якутских божеств Айыы (жителей Верхнего мира, прародителей народа саха) и возрождения природы. Само слово «Ысыах» переводится как «изобилие». А значит, первостепенная цель проведения этого главного для якутов торжества — призвать божественное изобилие на якутский народ. 

Праздник сопровождается молитвенными обрядами, распитием кумыса, пиршеством, народными играми и спортивными состязаниями, в том числе и скачками. Легко найти аналоги этих празднеств у тюркских народов (Навруз, Сабантуй), славян (Масленица) и многих других. Ысыах празднуется в конце весны или в начале лета. В последнее время торжества чаще всего приурочивают к 21 июня — дню летнего солнцестояния. Столь поздняя дата праздника по сравнению с другими национальностями является особенностью якутского народа.



Курочкин А.П. Якутка в праздничном костюме на весенне–летнем празднике Ысыах розливает кумыс. Якуты. Якутия (Саха), Намский улус. Начало XX в.

Обряд воспринимается как своеобразная граница между старым и новым, прошлым и будущим. Во время праздника также вспоминают предков. Торжество принято устраивать в кругу молодых берез, в центре которого устанавливают сэргэ (ритуальные коновязные столбы), украшенные березовыми ветвями, представляющими собой символ Мирового Древа. Рядом располагается специально оборудованный алтарь. 


Кумыс на якутском празднике. 1902 г. Из архивов американской Северо–Тихоокеанской этнографической экспедиции (1897–1902)

Обязательным элементом празднества является кумыс, выступающий как символ изобилия. По представлениям якутского народа кумыс символизирует илгэ — белую благодать, в которую заключены души всех нерожденных людей, лошадей и коров.



Праздник начинается с того, что кумысом окропляется огонь и земля. Это делает алгысчыт — заклинатель добрых сил, или Белый шаман. Он благословляет всех присутствующих и обращает к божествам просьбы о ниспослании на всех благодати. Ему помогают восемь девушек и девять юношей. Обязательно совершается обряд осуохай, символизирующий рождение Вселенной и человека. Все его участники, взявшись за руки, в неторопливом танце водят хоровод вокруг сэргэ по направлению движения солнца. Считается, что во время хоровода все участники передают друг другу положительную энергию и заряжаются на следующий год. Здесь сконцентрировано сразу несколько смыслов: всеобщее единение, повторение жизненного круга, своеобразное путешествие во времени и пространстве. Хоровод ведет осуохайдьыт, в обязанности которого также входит исполнение ритуальных песен. Танец совершается до восхода солнца. В некоторых родах хоровод кружат три дня и три ночи постоянно меняющиеся участники.



Танцующие якуты во время обряда Осуохай. 1902 г. Из архивов американской Северо–Тихоокеанской этнографической экспедиции (1897–1902)

Несмотря на массовые обряды, это в первую очередь семейный праздник. К нему готовятся заранее — шьют праздничные национальные одежды, готовят национальные кушанья. В день торжества женщины надевают якутские серебряные украшения, проводится совместная трапеза, во время которой старшее поколение благословляет молодежь. 



Курочкин А.П. Праздничные костюмы на празднике Ысыах. Не позднее 1909 г. Автор фото – А.П. Курочкин.

Ысыах Туймаады–2022.

С 1991 года праздник Ысыах считается в республике государственным, и его дата ежегодно назначается специальным указом. Это яркое зрелище собирает вместе не только якутов. Полюбоваться и поучаствовать в нем приезжают и люди из других регионов страны.


Похожие истории

Ямальская резьба по кости

История косторезного промысла на Ямале насчитывает около двух тысяч лет. Из кости делали не только сдержанно декорированные бытовые предметы, но и реалистичные скульптуры.

Сызранская икона

Сызранская икона впитала черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В 1930-х годах иконописцев репрессировали, «сызранская манера» пресекалась. Возрождение ее началось в постсоветскую эпоху.

Пугачевцы в Царевококшайске

В конце XIX века царевококшайцы столкнулись с отрядом войска Емельяна Пугачева. Повстанцы сами решились сдаться, не вступив в бой. В Воскресенской церкви пугачевцы присягнули на верность императрице.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!