Вокзал станции Тула-Лихвинская

Тула, Тульская область

GPS: 54.186647 , 37.563112

Сегодня станция Тула-Лихвинская используется исключительно для грузовых перевозок. Но она хранит память о прославленной узкоколейной железной дороге, которая десятилетиями оставалась главным путем сообщения на обширном пространстве к западу от Тулы.

История станции

Вопрос о строительстве железной дороги в Лихвин (современный Чекалин) встал на рубеже XIX–XX веков. Запад нынешней Тульской области, по которой прошла бы такая дорога, обладал богатым промышленным потенциалом, но не имел развитой дорожной сети. Рядом с будущими станциями работали чугунолитейные заводы (Дубна, Ханино, Черепеть и Лихвин), тут добывали уголь (Суворово и Рвы) и камень (Кураково), производили спирт (Веригино и Черепеть), в районе Гурьевки и Ясеновой занимались деревообработкой.

Для Тула-Лихвинской дороги была выбрана ширина колеи в 750 мм — наиболее распространенная для узкоколеек в России.

Фото: VOSTOCK Photo

Решение о постройке дороги от Тулы до Лихвина было принято в 1899 году. Дело поручили концессионерам — «Московскому обществу для сооружения и эксплуатации подъездных железных путей в России». Три года длилось отчуждение земель и разметка, еще столько же ушло на строительство. Строили узкоколейку по сильно упрощенному варианту: вместо шпал под укладку рельс шли свежесрубленные жерди, которые выкладывали прямо на лесной мох.

Товарный поезд и служащие дороги на станции Ханино. 1908.

Фото: VOSTOCK Photo

Регулярное движение по дороге протяженностью 113 км открылось в конце 1905 года. Через каждые 20–25 км вдоль путей установили водокачки. Все четырнадцать станций соединяла телефонная линия, движение поездов регулировалось электрожезловой системой. Пассажирский поезд по всему маршруту шел около восьми часов, делая по пути сорокаминутную остановку в Дубне.

В то время поезда в Лихвин отправлялись с тульского Московского вокзала, а нынешняя станция Тула-Лихвинская в двух километрах от него была второй по пути их следования. Здесь размещался сортировочный комплекс: перегрузочное депо, отстойники и склады. Дорогу обслуживали семь маломощных локомотивов коломенского производства, которые работали на нефти и могли тащить состав весом в 140 тонн со скоростью около 20 км/ч.

В годы Великой Отечественной войны узкоколейка снабжала Тулу дровами, а позже использовалась при наступлении Красной армии. После войны грузооборот вырос, на линию поставили тепловозы, провели реконструкцию путей и мостов. Тогда же, в конце 1940-х, было построено новое здание вокзала станции Тула-Лихвинская, которая с 1950-х годов сделалась точкой отправления поездов по узкоколейке.

С конца 1950-х на линии использовались тепловозы ТУ-2, которые производили на Калужском машиностроительном заводе.

Фото: VOSTOCK Photo

Сама Тула-Лихвинская дорога при этом постепенно сокращалась. Уже в 1943 году ее конечной станцией стало Ханино (85 км от Тулы) — дальше до Лихвина узкую колею заменили на широкую. С 1969 года поезда по узкоколейке следовали только до Дубны (54 км от Тулы), а после 1972 года — до Труфаново (всего 25 км от Тулы). В таком виде остатки Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги функционировали до 1996 года, когда движение было полностью закрыто. Одни работавшие на ветке составы перевели на детские железные дороги в Екатеринбург и Новомосковск, другие — пустили на металлолом.



Похожие места

Морской вокзал города Сочи

Город у моря немыслим без набережных, причалов, прогулочных катеров и круизных лайнеров. Всем этим в полной мере обладает Сочи. Морской вокзал Сочи — памятник федерального значения, любимый не только туристами, но и местными жителями.

Железнодорожный вокзал Дзержинска

В середине XIX века в Дзержинске построили железную дорогу. Первый деревянный вокзал служил до 1960 года, на его месте построили каменное здание в лаконичном стиле.

Вокзал Краснодар I

Первый краснодарский вокзал построили в 1889 году, но в годы войны его разрушили. Нынешнее здание в стиле сталинского ампира появилось только в 1952 году по проекту Волошинова.