Вокзал станции Томаровка

Белгородская область, с. Томаровка

GPS: 50.671829 , 36.238036

Поселок Томаровка сохранил вокзал 1903 года постройки, который примечателен не только своей архитектурой. Со столкновения между ударными батальонами корниловцев и большевиками, произошедшего на этой станции в конце ноября 1917 года, началась гражданская война в России.

История


Слободка Томаровка известна с 1657 года. К началу XIX века она стала центром волости, к середине столетия — появились каменные храмы, школа, ремесленные мастерские и богатые ярмарки. В 1901 году через село прошла Белгород-Сумская железная дорога, предназначавшаяся для вывоза продукции с сахарного завода князей Юсуповых.

Вокзал станции Томаровка в наши дни.

Фото: Елизавета Кублицкая

Вокзал в Томаровке выстроен в эклектическом стиле с использованием псевдоготических акцентов. Памятная табличка на здании гласит: «25 ноября 1917 года на железнодорожной станции Томаровка красногвардейцы и революционные моряки разгромили белогвардейские батальоны, остановив их продвижение на Дон». Так в советские годы была увековечена память о бое, после которого Совет Народных Комиссаров в лице Троцкого опубликовал в газете «Известия» официальное сообщение о начале Гражданской войны в России: «Под Белгородом произошли первые кровавые столкновения революционных войск с отрядами буржуазных заговорщиков».

1-й Корниловский ударный полк начал формироваться из добровольцев еще в мае 1917 года. Ударниками в русской армии времен Первой мировой войны называли отборные части, «батальоны смерти», созданные для прорыва обороны неприятеля.

Фото: VOSTOCK Photo

Два батальона 1-го ударного Корниловского полка двигались по железной дороге из Могилева, где располагалась ставка Верховного главнокомандующего российской армией, на Дон к атаману Каледину — там для противодействия большевикам формировалась Добровольческая армия.

Тем временем в Белгород из Петрограда и Москвы прибыл на двух бронепоездах сводный отряд моряков Балтийского флота и красногвардейцев, который должен был доставить оружие революционным рабочим Харькова и Донбасса.

Узнав о движении ударников к Белгороду, командование отряда направило им навстречу, в Томаровку, бронепоезд с кронштадтскими моряками, который первым же выстрелом разбил паровоз первого эшелона корниловцев. Под обстрел попал и второй состав. В Петроград была направлена телеграмма:

Отряд Корнилова численностью от 3000 до 4000 человек с достаточным числом пулеметов занимает станцию Томаровка в 28 верстах от Белгорода. 25 ноября мы дали первый бой.

В это время на помощь большевикам из Харькова прибыли первые батальоны 30-го запасного пехотного полка и отряд черноморских моряков-анархистов с двумя аэропланами и батареей трехдюймовых пушек.

Летом 1917 года генерал Корнилов был Верховным главнокомандующим Русской армии.

Фото: VOSTOCK Photo

Потеряв подвижной состав, корниловцы оставили Томаровку и решили обойти Белгород с северо-востока. Отстреливаясь от наседавших революционных войск, ударники к вечеру 28 ноября 1917 года достигли сел Крапивного и Ольховки. Выбить их оттуда красные безуспешно пытались весь следующий день. Однако наутро, получив подкрепление — еще один эшелон черноморцев и роту польского запасного полка, — революционные войска возобновили наступление на Крапивное.

Боясь окружения, корниловцы покинули село. Последующие боевые действия превратились, по существу, в преследование отходящих в северо-западном направлении ударников. Прорваться на Дон удалось лишь одиночкам.



Похожие места

Вокзал станции Тула-Лихвинская

Сегодня станция Тула-Лихвинская используется исключительно для грузовых перевозок. Но она хранит память о прославленной узкоколейной железной дороге, которая десятилетиями оставалась главным путем сообщения на обширном пространстве к западу от Тулы

Мирожский монастырь

Псковский монастырь у впадения речки Мирожи в реку Великую возник между 1131 и 1153 годами, в правление новгородского архиепископа Нифонта

Вокзал станции Боровичи

В Боровичах можно видеть резной деревянный вокзал — прекрасно сохранившийся образец архитектуры времен частного железнодорожного строительства