Боровичи, Новгородская область
GPS: 58.388889 , 30.583657
В Боровичах можно видеть резной деревянный вокзал — прекрасно сохранившийся образец архитектуры времен частного железнодорожного строительства. Здание регулярно снимается в кино: так, в фильме Филиппа Янковского «Статский советник» (2005) оно изображает вокзал в Клину, а одноколейная линия Угловка — Боровичи представляет Николаевскую железную дорогу конца XIX века.
История
Боровичская железная дорога соединяла город со станцией Угловка на магистрали Петербург — Москва. Помимо товарных поездов, по этой линии до сих пор курсирует одна электричка в день по выходным.
Фото: VOSTOCK Photo

В середине 1850-х Эммануил Нобель построил в Боровичах первый в России завод по изготовлению кирпича из местной «огнепостоянной глины». Со временем город превратился в крупный центр производства шамотных огнеупоров, которые постепенно вытеснили с российского рынка импортные. Для удобства вывоза готовой продукции личный почетный гражданин И. И. Суздальцев решил проложить в город «чугунку». В 1872 году он получил концессию на строительство частной ветки к магистрали Петербург — Москва.

Вокзал в Боровичах был построен для вывоза огнеупорного кирпича, который в XIX веке производился на другом берегу Мсты. В советские годы завод перенесли, и теперь станция находится фактически на его территории.
Фото: VOSTOCK Photo
Однако желающих вкладываться в акции не нашлось. Выручило Суздальцева правление Кронштадтского коммерческого банка. В обмен на половину будущих прибылей дороги оно выдало ему подложные «вкладные билеты» — бумаги, гарантирующие, что в банк на определенный срок внесены достаточные средства (свыше 320 тыс. рублей). Финансовая афера позволила обеспечить стартовый капитал.
Визитной карточкой 30-километровой дороги, открытой 20 октября 1877 года, стал вокзал в Боровичах. Изящное двухэтажное здание с башенкой спроектировал академик архитектуры Александр Зигерберг (Зигельберг). До Боровичей архитектор Александр Зигерберг (Вильгельм-Ганс-Франц Зигельберг) проектировал вокзалы на Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской и Моршанско-Сызранской железных дорогах.
Первый этаж занимали залы ожидания и контора телеграфиста, второй — квартиры начальника вокзала и его заместителя.

Поначалу дорога оказалась маловостребованной: за первый месяц по ней прошло всего 19 поездов. Денег на мост через Мсту, который должен был соединить дорогу с кирпичным заводом, не было. В итоге вывозить кирпич из Боровичей по рельсам оказалось немногим выгоднее, чем по воде или шоссе.
Ревизия 1879 года обнаружила в Кронштадтском коммерческом банке крупную недостачу. Дело, получившее большой общественный резонанс, слушалось в петербургском окружном суде в 1883 году. Банк и его клиент, общество Боровичской дороги, были объявлены банкротами, все имущество общества, в том числе железная дорога, перешло в казну. К 1891 году она начала приносить доход. В 1905 году по проекту инженера Белелюбского через Мсту был переброшен арочный мост, соединивший производство с городом и станцией. Уже в советское время производственную площадку Боровичского комбината огнеупоров перенесли ближе к вокзалу.


Благодаря своей сохранности вокзал в Боровичах постоянно снимается в исторических фильмах: «Я тебя никогда не забуду», «Серебряные струны», «Тихие омуты», «Статский советник» и др.
Фото: VOSTOCK Photo
Помимо здания вокзала, в Боровичах сохранились старинные навесы над пассажирской платформой и разгрузочной площадкой, товарная контора (сейчас в ней располагается отделение полиции) и водонапорная башня с депо.