Вокзал станции Боровичи

Боровичи, Новгородская область

GPS: 58.388889 , 30.583657

В Боровичах можно видеть резной деревянный вокзал — прекрасно сохранившийся образец архитектуры времен частного железнодорожного строительства. Здание регулярно снимается в кино: так, в фильме Филиппа Янковского «Статский советник» (2005) оно изображает вокзал в Клину, а одноколейная линия Угловка — Боровичи представляет Николаевскую железную дорогу конца XIX века.

Боровичская железная дорога соединяла город со станцией Угловка на магистрали Петербург — Москва. Помимо товарных поездов, по этой линии до сих пор курсирует одна электричка в день по выходным.

Фото: VOSTOCK Photo

В середине 1850-х Эммануил Нобель построил в Боровичах первый в России завод по изготовлению кирпича из местной «огнепостоянной глины». Со временем город превратился в крупный центр производства шамотных огнеупоров, которые постепенно вытеснили с российского рынка импортные. Для удобства вывоза готовой продукции личный почетный гражданин И. И. Суздальцев решил проложить в город «чугунку». В 1872 году он получил концессию на строительство частной ветки к магистрали Петербург — Москва.

Вокзал в Боровичах был построен для вывоза огнеупорного кирпича, который в XIX веке производился на другом берегу Мсты. В советские годы завод перенесли, и теперь станция находится фактически на его территории.

Фото: VOSTOCK Photo

Однако желающих вкладываться в акции не нашлось. Выручило Суздальцева правление Кронштадтского коммерческого банка. В обмен на половину будущих прибылей дороги оно выдало ему подложные «вкладные билеты» — бумаги, гарантирующие, что в банк на определенный срок внесены достаточные средства (свыше 320 тыс. рублей). Финансовая афера позволила обеспечить стартовый капитал.

Визитной карточкой 30-километровой дороги, открытой 20 октября 1877 года, стал вокзал в Боровичах. Изящное двухэтажное здание с башенкой спроектировал академик архитектуры Александр Зигерберг (Зигельберг). До Боровичей архитектор Александр Зигерберг (Вильгельм-Ганс-Франц Зигельберг) проектировал вокзалы на Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской и Моршанско-Сызранской железных дорогах.

Первый этаж занимали залы ожидания и контора телеграфиста, второй — квартиры начальника вокзала и его заместителя.

Поначалу дорога оказалась маловостребованной: за первый месяц по ней прошло всего 19 поездов. Денег на мост через Мсту, который должен был соединить дорогу с кирпичным заводом, не было. В итоге вывозить кирпич из Боровичей по рельсам оказалось немногим выгоднее, чем по воде или шоссе.

Ревизия 1879 года обнаружила в Кронштадтском коммерческом банке крупную недостачу. Дело, получившее большой общественный резонанс, слушалось в петербургском окружном суде в 1883 году. Банк и его клиент, общество Боровичской дороги, были объявлены банкротами, все имущество общества, в том числе железная дорога, перешло в казну. К 1891 году она начала приносить доход. В 1905 году по проекту инженера Белелюбского через Мсту был переброшен арочный мост, соединивший производство с городом и станцией. Уже в советское время производственную площадку Боровичского комбината огнеупоров перенесли ближе к вокзалу.

Благодаря своей сохранности вокзал в Боровичах постоянно снимается в исторических фильмах: «Я тебя никогда не забуду», «Серебряные струны», «Тихие омуты», «Статский советник» и др.

Фото: VOSTOCK Photo

Помимо здания вокзала, в Боровичах сохранились старинные навесы над пассажирской платформой и разгрузочной площадкой, товарная контора (сейчас в ней располагается отделение полиции) и водонапорная башня с депо.


Похожие места

Вокзал станции Вышний Волочек

Станция III класса в Вышнем Волочке была открыта в августе 1849 года между узловыми станциями Бологое и Лихославль. В конце XIX века на месте деревянного вокзала возвели современный каменный, способный принимать больший пассажиропоток.


Вокзал станции Томаровка

Поселок Томаровка сохранил вокзал 1903 года постройки, который примечателен не только своей архитектурой. Со столкновения между ударными батальонами корниловцев и большевиками, произошедшего на этой станции в конце ноября 1917 года, началась гражданская война в России

Мирожский монастырь

Псковский монастырь у впадения речки Мирожи в реку Великую возник между 1131 и 1153 годами, в правление новгородского архиепископа Нифонта