Военная столовая Первой мировой войны

станция Бологое-Полоцкое, Бологое, Тверская область

GPS: 57.856458 , 34.108786

В считанных метрах от вокзала станции Бологое-Полоцкое почти в первозданном виде сохранился «воинский питательный пункт» 1900-х годов.

Заключение военно-политического союза с Францией стало одним из главных успехов русской дипломатии конца XIX столетия. Прежде всего он был направлен против накапливавшей мощь Германской империи. В 1901 году на совещании генеральных штабов двух государств Франция выразила готовность участвовать в финансировании прокладки новой железнодорожной линии, которая бы соединила центр России с ее западными границами. Однопутная линия от станции Бологое Николаевской магистрали на Полоцк и далее в Царство Польское была проложена в 1902–1907 годах.

Военный эшелон в годы Первой мировой войны

В считанных метрах от вокзала станции Бологое-Полоцкое почти в первозданном виде сохранился «воинский питательный пункт» 1900-х годов — редкий памятник военной инфраструктуры, выстроенной в преддверии Первой мировой войны для стратегической Бологое-Полоцкой железной дороги.

Cтанция Бологое-Полоцкое

Кроме традиционных депо, водонапорных башен и домиков дежурных, проект дороги (архитекторы Станислав Волоцкий и Владимир Мышак) предусматривал возведение складов обмундирования, вооружения, а также питательных пунктов для призывников и следующих на фронт частей. Такой пункт в Бологом представляет собой комплекс из четырех зданий воинских столовых и стоящего между ними склада-кухни. Помимо этих пяти крупных строений, тут же находятся небольшие склады, угольные погреба и баня.

Проект станции Бологое-Полоцкое

В начале ХХ века подобные комплексы строились и на других железных дорогах. Скажем, на Малом кольце Московской окружной железной дороги в 1903–1908 годах было обустроено сразу шесть воинских питательных пунктов. Однако в большинстве прочих мест они впоследствии были разрушены или перестроены. В Бологом же в нескольких кирпичных зданиях до сих пор можно обнаружить даже следы дореволюционной навигации — жестяные таблички «Столовая» с номерами.


Во время Первой мировой войны пункт использовался по прямому назначению. Кроме солдат и офицеров (меню для них было различным), в нем могли питаться и гражданские лица, в том числе беженцы, но по особым «билетам» — аналогам продуктовых карточек.


Эшелон с цистернами

Сейчас часть комплекса заброшена, часть сдается в аренду под гаражи, автосервисы и слесарные мастерские. Вход на территорию и внутрь части корпусов свободный, несмотря на шлагбаум и охранников у входа. Достаточно лишь сказать, что интересуешься культурным наследием Тверского региона.


Похожие места

Новоселицкие казармы

Среди всех мест Новгородской области, связанных с историей военных поселений, постройки в деревне Новоселицы сохранились лучше всего

Усадьба Татищева в Усть-Волме

Усадьба конца XVIII века в деревне Усть-Волма, известная ныне по имени одного из своих владельцев как усадьба Татищева: на усадебном доме сохранился медальон с гербом этого старинного знатного семейства

Вокзал станции Вышний Волочек

Станция III класса в Вышнем Волочке была открыта в августе 1849 года между узловыми станциями Бологое и Лихославль. В конце XIX века на месте деревянного вокзала возвели современный каменный, способный принимать больший пассажиропоток.