GPS: 57.856458 , 34.108786
Заключение военно-политического союза с Францией стало одним из главных успехов русской дипломатии конца XIX столетия. Прежде всего он был направлен против накапливавшей мощь Германской империи. В 1901 году на совещании генеральных штабов двух государств Франция выразила готовность участвовать в финансировании прокладки новой железнодорожной линии, которая бы соединила центр России с ее западными границами. Однопутная линия от станции Бологое Николаевской магистрали на Полоцк и далее в Царство Польское была проложена в 1902–1907 годах.
Военный эшелон в годы Первой мировой войны
В считанных метрах от вокзала станции Бологое-Полоцкое почти в первозданном виде сохранился «воинский питательный пункт» 1900-х годов — редкий памятник военной инфраструктуры, выстроенной в преддверии Первой мировой войны для стратегической Бологое-Полоцкой железной дороги.
Cтанция Бологое-Полоцкое
Кроме традиционных депо, водонапорных башен и домиков дежурных, проект дороги (архитекторы Станислав Волоцкий и Владимир Мышак) предусматривал возведение складов обмундирования, вооружения, а также питательных пунктов для призывников и следующих на фронт частей. Такой пункт в Бологом представляет собой комплекс из четырех зданий воинских столовых и стоящего между ними склада-кухни. Помимо этих пяти крупных строений, тут же находятся небольшие склады, угольные погреба и баня.
Проект станции Бологое-Полоцкое
В начале ХХ века подобные комплексы строились и на других железных дорогах. Скажем, на Малом кольце Московской окружной железной дороги в 1903–1908 годах было обустроено сразу шесть воинских питательных пунктов. Однако в большинстве прочих мест они впоследствии были разрушены или перестроены. В Бологом же в нескольких кирпичных зданиях до сих пор можно обнаружить даже следы дореволюционной навигации — жестяные таблички «Столовая» с номерами.
Во время Первой мировой войны пункт использовался по прямому назначению. Кроме солдат и офицеров (меню для них было различным), в нем могли питаться и гражданские лица, в том числе беженцы, но по особым «билетам» — аналогам продуктовых карточек.
Эшелон с цистернами
Сейчас часть комплекса заброшена, часть сдается в аренду под гаражи, автосервисы и слесарные мастерские. Вход на территорию и внутрь части корпусов свободный, несмотря на шлагбаум и охранников у входа. Достаточно лишь сказать, что интересуешься культурным наследием Тверского региона.
В 1938 году началось строительство Орского мясокомбината — одного из первых в СССР предприятий по промышленной переработке мяса.
Дом-дворец являет собой яркий образец барочно-ренессансной эклектики конца ХIХ века. Он построен известным рыбопромышленником И. Н. Корниловым. В 1899 году здесь останавливался Дмитрий Иванович Менделеев.
Каменный Коломенский кремль возведен на месте сгоревшего деревянного
в 1523–1531 годы по указу Василия III. В 2013 году Коломенский кремль вошел в десятку главных визуальных символов России.