Новгородская область, д. Лескуново
GPS: 58.645673 , 32.715601
В Новгородской области путешественник может заметить странность. За километровым столбом с цифрами «204» на главном ходе Октябрьской магистрали, как и положено, следует вешка «205», а вот потом… сразу «211», «212», «213»...Правда, чтобы разглядеть эту железнодорожную аномалию, нужно знать, когда выглянуть в окно, и обладать особо зорким глазом: поезда между Петербургом и Москвой проносятся мимо этого места на высоких скоростях. Необычная километровая нумерация — памятник Веребьинскому обходу.
В 1851 году, когда открылось движение по железной дороге между Петербургом и Москвой, трасса магистрали представляла собой почти идеальную прямую. Кратчайшее расстояние между вокзалами в двух столицах составляет 633 км, а длина дороги — 645. Одним из самых сложных инженерных сооружений на магистрали был девятипролетный деревянный мост через Веребьинский овраг в двухста с небольшим километрах от Петербурга. Спроектированная инженером Дмитрием Журавским железнодорожная переправа стала самой длинной на тот момент в России. Она настолько впечатлила современников, что даже была изображена на одном из четырех барельефов памятника Николаю I на Исаакиевской площади.

Из альбома «Виды Николаевской железной дороги». 1855–1864.
Фото: DeGolyer Library, Southern Methodist University
Тем не менее, уже в первые годы эксплуатации стало ясно, что через Веребьинский мост поезда перебираются с трудом. Поезда, двигавшиеся из Петербурга, должны были у станции Веребье 17,6 км взбираться на подъем с уклоном в 7,8‰ — существенно большим, чем на всех других участках магистрали. Маломощные паровозы того времени не справлялись с такой крутизной, составы приходилось расцеплять или, наоборот, добавлять к ним еще один локомотив.

При движении со стороны Москвы проблема была обратной: поезда слишком быстро катились вниз, что было чревато авариями. Одна из них произошла уже в 1852 году, когда несколько товарных вагонов скатились под уклон и врезались во встречный поезд. Погибли пять человек.

Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой 1 февраля 1842 года. Дорога, открытая в 1851 году, после смерти императора (1855) была названа в его честь Николаевской.
Фото: Hulton Fine Art Collection / Gettyimages.com
В итоге в 1874 году Веребьинский мост и подъем рядом с ним признали «крайне стеснительным для эксплуатации дороги». Решено было обустроить пятикилометровый объездной путь, а мост через овраг заменить дамбой с водопропускной трубой, через которую стала теперь течь речка Веребья. В 1881 году «Обход Веребьинского подъема» со станциями Веребье и Оксочи официально начал функционировать.
Со временем вокруг обхода сочинили легенду. Якобы при проектировании железной дороги между Петербургом и Москвой трассу намечал лично царь Николай I. Линию государь-де провел по линейке, приложенной к карте, но в районе Веребья карандаш обогнул палец императора и на схеме появилось искривление. Якобы инженеры не осмелились нарушить волю сурового монарха даже в деталях и проложили дорогу ровно по линии, с учетом «пальца». Никаких оснований под собой этот миф не имеет, Николай умер в 1855-м, за много лет до строительства обхода. Но в народном сознании эта история засела накрепко.

Обход в районе Веребья прослужил дороге около столетия. Лишь в позднесоветскую эпоху, с запуском скоростного движения между Москвой и Ленинградом, он стал создавать лишние трудности на магистрали. Поезда ЭР200 вынуждены были сбрасывать здесь скорость со 180 до 110–120 км/час. В итоге в 2001 году началось строительство нового Веребьинского моста. Переправу через овраг длиной в 536 м и высотой в 55 м возвели всего за полгода. Для современных поездов уклон в этом месте проблемы уже не представлял, и дорога вернулась на первоначальную траекторию 1851 года.
Сейчас обход еще читается на местности. Хотя пути с него сняты, насыпь дороги вполне заметна. Главная достопримечательность бывшего «пальца» — водопропускная труба, отделанная натуральным камнем, через которую с конца XIX века бежит река Веребья. В деревне Оксочи еще стоит деревянная станция, пусть заброшенная и обветшавшая, а в населенном пункте Веребье сохранилась кирпичная башня — напоминание об одноименном вокзале, снесенном в 2018 году.