Кокорев родился 23 апреля (5 мая) 1817 года в городе Солигаличе Костромской губернии, в семье старообрядцев. Отец и три его брата владели солеваренным заводом, но основной прибыток шел от службы в винных лавках. Когда в конце 1830-х годов убыточный соляной завод закрылся, в поисках работы Василий отправился в Санкт-Петербург. С осени 1841 года он служит сначала управляющим винокуренного завода в Оренбургской губернии, а затем приказчиком казанского винного откупщика.
Поднаторев в откупе, в 1844 году Василий Александрович пишет «записку» министру финансов, графу Федору Вронченко (1779–1852), с планом преобразования убыточных откупов. И молодому предпринимателю поручают осуществить свои идеи на практике — дают под начало Орловский откуп с колоссальной недоимкой. Два с половиной года ушло у Кокорева на исправление ситуации. Министерство оценило его усердие, и вскоре в распоряжение комиссионера переходит еще полтора десятка убыточных откупов. Некоторые его начинания входят в законопроекты по изменению откупных условий, и в 1851 году Кокорев удостаивается звания коммерции советника. Незадолго до этого он поселился в Москве, где приобрел дворянскую усадьбу.
К началу 1860-х годов состояние «откупщицкого царя», как стали называть Кокорева в купеческой среде, оценивалось в 7–8 млн рублей. При этом постоянные вложения в новые проекты приводили к долгам, которые Кокорев выплачивал до конца жизни. А проектов было великое множество.
Василий Александрович руководит Московским торговым домом в Астрабаде на севере Персии, в 1857 году преобразованным в Закаспийское торговое товарищество. Из Средней Азии поставлялись шерсть, хлопок, сушеные фрукты и другие товары, а из России на юг направляли русские металлы и мануфактурные изделия. Помимо государственных субсидий, Кокореву удалось получить льготу на закупку по себестоимости уральского железа и меди напрямую у производителей.
Немало внимания Кокорев уделял железнодорожному делу. В 1858 году он создает Общество Волго-Донской железной дороги — одно из первых железнодорожных акционерных обществ в стране. В 1871 году — вступил в Общество Московско-Курской железной дороги. А летом 1875 года под руководством Кокорева и коммерции советника, 1-й гильдии купца Петра Губонина (1825–1894) началось строительство Уральской железной дороги.
В 1862 году Кокорев выдвинул идею реформы откупов и соединения их с постройкой железных дорог. Винные откупа были упразднены в 1863 году, Кокорев понес крупные убытки и остался должен казне 5,6 млн рублей. Сам он в книге «Экономические провалы» осуждает реформу 1863 года. С целью вернуть себе прибыльную отрасль, а полученные деньги инвестировать в железные дороги, Кокорев вместе с первой гильдии купцом Иваном Мамонтовым (1802–1869) и другими крупными откупщиками проектировал создание Агентства по питейному сбору и Товарищества для сооружения железных дорог. Несмотря на то, что железнодорожное строительство своей высокой доходностью привлекало отечественных и иностранных инвесторов, эта инициатива была отклонена.
На эти же годы приходится еще один большой проект предпринимателя: Кокорев становится основоположником нефтяного промысла в Закавказье. В 1857 году в поселке Сураханы на Каспийском море он открыл предприятие по производству осветительного масла, а в 1859 году на Апшеронском полуострове близ Баку — первый в стране завод по производству керосина. В 1863 году к разработке апшеронской колодезной нефти Кокорев привлек тогда еще доцента Санкт-Петербургского университета Дмитрия Менделеева (1834–1907), который внедрил ряд нововведений: нефтепроводы к морскому побережью, нефтеналивные морские перевозки, круглосуточную перегонку нефти. Эти и другие инновации сделали предприятие прибыльным даже в условиях экономического кризиса конца 1860-х годов. А в 1874 году Кокорев создает Бакинское нефтяное общество с уставным капиталом 6,785 млн рублей, и «кокоревский» керосин постепенно вытесняет американский с внутрироссийского рынка. По экономическим показателям Бакинское нефтяное общество в конце XIX века уступает уже только лидеру отрасли, Товариществу братьев Нобель.
Российская империя, г. Баку. Добыча нефти из колодцев и скважин. Открытка почтовая, конец XIX в.
Во второй половине 1860-х годов Василий Александрович занялся банковской деятельностью. В 1866 году при его активном участии появляется Московский купеческий банк, а в 1870-м — Волжско-Камский коммерческий банк. Незадолго до смерти Кокорев основал Каспийский коммерческий банк. К этой же сфере относится Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов, учрежденное предпринимателем в 1872 году.
В 1870 году Василий Александрович создал Северное телеграфное агентство, значительно улучшившее коммуникацию в столице. В Москве в 1862–1865 годах предприниматель построил Кокоревское подворье — гостинично-складской комплекс на Софийской набережной. Он учреждает периодическое издание «Сельский хозяин», приобретает огромные угодья, покупает Верновские золотые прииски, учреждает Пермское товарищество по торговле солью.
Много Кокорев сделал и для развития общественного транспорта Москвы. Будучи в 1850–1860-х годах товарищем (заместителем) московского городского головы и гласным городской думы, он инициировал постройку конно-железной дороги (конки), связавшей центр города с недавно появившимися тремя вокзалами на Каланчевской площади.
Занимался Кокорев и благотворительностью. В годы Крымской войны он отправил из Москвы в Севастополь 100 подвод с провизией, которые вернулись обратно с ранеными. А во время русско-турецкой войны в 1878 году он, вместе с текстильными фабрикантами братьями Хлудовыми, внес на военные нужды 45 млн рублей.
Коллекционированием работ молодых русских художников и скульпторов Кокорев занялся еще в середине 1850-х годов. В 1861 году в Москве он открыл первую публичную картинную галерею, в которой были представлены порядка 500 работ. Десять лет спустя меценат был вынужден ее продать в погашение своих долгов. Часть коллекции Кокорева приобрело Министерство императорского двора, другую — предприниматель и меценат Павел Третьяков (1832–1898). В 1884 году Кокорев финансировал строительство дома-приюта для летней практики малоимущих студентов Академии художеств возле Вышнего Волочка. Помимо этого, меценат коллекционировал произведения прикладного искусства и мечтал построить хранилище народного рукоделия. В 1889 году он стал почетным членом Академии художеств.
Василий Александрович скончался 22 апреля (4 мая) 1889 года в Санкт-Петербурге от сердечного приступа. Похоронен в восточном углу Малоохтинского старообрядческого кладбища.
Саранский помещик, дьяк
Основатель и первый директор Донского музея, статский советник, член-корреспондент Императорского археологического общества
Один из представителей классицизма