Успенский собор

GPS: 54.788689 , 32.054222

Успенский храм стоит на вершине Соборной горы в центре Смоленска и виден практически из любой точки города. Хотя достраивался он уже в XVIII веке, в основе своей это крупнейший собор допетровской архитектуры, превосходящий размерами и Успенский собор Московского Кремля, служивший образцом для всех соборов в стране, и Успенский собор в Рязани, бывший самым большим храмом России в XVII веке.

История собора


Храм задумывался как ковчег для одной из самых почитаемых на Руси икон Богоматери — Смоленской. После перенесения в Смоленск из Чернигова иконы Богоматери Одигитрии был заложен в 1101 году первый Успенский собор. В XV веке икона ненадолго оказалась в Москве, но в 1456 году ее вернули обратно в Смоленск. Сделанный с нее список остался в столице и был помещен в собор Новодевичьего монастыря, который с тех пор посвящен Смоленской иконе. Когда при Борисе Годунове Смоленск был опоясан грандиозными крепостными стенами (архитектор Федор Конь), царь велел в 1602 году сделать список с иконы и поместить его над главными воротами крепости — Фроловскими, у моста через Днепр.

В 1611 году при взрыве порохового погреба первый Успенский собор обрушился. Его верх восстановили в дереве, но затем в 1674 году решили разобрать все здание — после окончательного присоединения Смоленска к России (1654) городу и иконе стал нужен новый, значительно больший собор

Соборная гора с Успенским собором, вид с высоты птичьего полета.

Фото: VOSTOCK Photo

По замыслу заложившего храм в 1677 году архиепископа Симеона (ум. 1699) он должен был превзойти размерами все другие соборы России. Это был не только ковчег для великой иконы и символ торжества православия на земле, где было много католиков и униатов, — масштабы здания отражали и личные амбиции архиепископа, которому вскоре удастся стать первым смоленским митрополитом.

Успенский собор в начале ХХ века.

Фото: VOSTOCK Photo

Строился храм московской артелью во главе с Алексеем Корольковым. К концу 1690-х годов здание было доведено до верха стен, где был устроен необычный для русского собора ряд больших круглых окон. Однако возникли проблемы с грунтом, и от здания начали отваливаться алтарные апсиды. Собор пришлось укорачивать с востока на одно прясло (примерно на 6,5 м) и возводить апсиды заново. Вкупе с петровским запретом на каменное строительство вне Петербурга 1714 года и частой сменой митрополитов (затем епископов) все это сильно замедлило строительство.

Успенский собор сохранил пятиярусный резной иконостас 1740 года.

Фото: VOSTOCK Photo

Свести своды удалось лишь в 1730-е годы усилиями епископа Гедеона. Несмотря на уменьшение длины постройки, освященный в 1740 году собор все равно стал крупнейшим в допетровской архитектуре — 39 на 44 м. Гедеон был выходцем с Украины и вместо типичных для России пяти глав соорудил над собором семь. Именно столько было тогда в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, главном храме Киева и всей Западной Руси.

Смоленский храм был расписан (живопись сохранилось, хотя и переписывалась много раз), внутри были установлены роскошный иконостас, кафедра и другие предметы убранства, сделанные украинскими резчиками.

Но на этом приключения собора не закончились. В 1760-е годы рухнули западные главы, потом центральная. Ее решили сделать глухой деревянной, а две западные так и не восстановили. Таким образом собор неожиданно вернулся к более привычному для России пятиглавию. Он был заново освящен епископом Парфением в 1772 году.

Интерьер Успенского собора перед революцией. Начало ХХ века.

Фото: VOSTOCK Photo

Храм в неприкосновенности сохранил все свое замечательное убранство, что довольно редко для больших соборов России. И это несмотря на то, что в 1933 году в соборе устроили антирелигиозный музей. Богослужения возобновились в 1941 году во время немецкой оккупации города и уже не прекращались после его освобождения в 1943-м.

Во время войны 1812 года Смоленская икона была вывезена в Москву и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в столицу икону вывезли в Ярославль, и только в декабре она вернулась в Смоленск. Надвратная же Смоленская икона была пронесена Кутузовым с молебном по всем рядам войск и пребывала с ними всю войну. Во время Великой Отечественной главная икона бесследно исчезла. На ее место перенесен список 1602 года из надвратной церкви, ставший теперь главной святыней Смоленской земли. Одной из почитаемых святынь собора стали железные сандалии святого Меркурия Смоленского, защищавшего, по преданию, город от хана Батыя. Его копье и шлем также хранились в соборе, но до наших дней не дошли.

На соборный холм ведет роскошная лестница в стиле барокко. Слева от нее возвышается необычно низкая, но очень пышная по архитектуре колокольня (1763–1772). Справа же над аркой, ведущей на архиерейский двор, расположено удлиненное здание Богоявленской церкви (1785–1787). До постройки нынешнего здесь возвышалась деревянная крестообразная церковь, повторявшая храм над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры, — еще одно свидетельство тесной символической связи соборного комплекса Смоленска с «матерью городов русских».



Похожие места

Церковь Петра и Павла в Переслегине

Деревня Переслегино известна церковью Петра и Павла, которую построил для певца Марка Полторацкого выдающийся зодчий русского Просвещения Николай Львов

Варлаамо-Хутынский монастырь

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь — один из самых крупных монастырей Новгородской земли. Благодаря покровительству московских князей и царей к середине XVI века в монастыре сложился неповторимый архитектурный ансамбль

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Каменная церковь Спаса Преображения была возведена в 1374 году на средства уличан — сообщества жителей Ильинской улицы. Храм поставили на месте деревянной церкви, которая была известна с XII века.