Успенский собор

Рязанская обл., Переславль-Рязанский

GPS: 54.636111 , 39.749039

Самый большой русский собор XVII века стоит в кремле города Переславля-Рязанского, остававшегося центром Рязанского великого княжества и епархии после монгольского нашествия и уничтожения Старой Рязани; в 1778 году город был переименован в Рязань.

История собора

Первый каменный Успенский храм был сооружен при великом князе Олеге Ивановиче (1350–1402) в 1380-е годы. Он был и городским собором, и великокняжеской усыпальницей. От много раз перестроенного здания сохранились остатки апсид под полом нынешнего собора Рождества Христова. После упразднения княжества в 1521 году в кремль перенесли резиденцию рязанских епископов и построили каменный Архангельский собор, ставший их усыпальницей и дошедший до нашего времени.


На протяжении XVII века набеги крымцев на Русь постепенно сошли на нет. Это дало толчок к бурному развитию Переславля-Рязанского и Рязанской епархии, ставшей одной из важнейших в русской церкви митрополий. Во второй половине века владыки ведут активное строительство своего архиерейского двора в кремле, венцом которого станет сооружение нового Успенского собора.

Строился он долго. Заложенный митрополитом Павлом в 1684 году, собор был возведен почти целиком, но в 1692-м рухнул. Для расследования ситуации и планирования нового строительства из Москвы была направлена комиссия во главе с известным зодчим Осипом Старцевым (ум. после 1714).

Подряд на повторную стройку получил Яков Бухвостов. Советскими исследователями он будет позже — и совершенно незаслуженно — превращен в великого архитектора. На самом деле Бухвостов был лишь организатором строительного процесса — хотя фигурой, несомненно, колоритной. Из документов про него точно известно следующее. Получив подряд на собор, он уже через год заключил договор с боярином Петром Шереметевым на строительство церкви в подмосковной усадьбе Уборы. Реализацию этого проекта Бухвостов вскоре передоверил Кузьме Бакрову и его команде, а сам вернулся в Переславль-Рязанский.



В начале следующего сезона новая команда со стройки в Уборах ушла. По челобитной царю от Шереметева приставы забрали Бухвостова и его мастеров из Переславля и заставили работать в Уборах, где Бухвостов вскоре подписал новый контракт с обязательством закончить храм в течение года под угрозой большой неустойки. В следующем году работы в Уборах снова затянулись, а сам Бухвостов оказался опять в Переславле-Рязанском, где вскоре попал под стражу, так как у возводимого им собора рухнули своды.

Вид на Рязанский кремль при разливе Оки. Начало XX века.

Фото: VOSTOCK Photo

Разгневанный Шереметев написал новую челобитную, по которой Бухвостова перевели в Колодничью палату в Москву. За ложное отрицание второй подрядной его велели «бить кнутом нещадно», он должен был выплатить компенсацию и просидеть полгода в тюрьме. Но тут Шереметев, не заинтересованный в окончательной остановке стройки, попросил отменить наказание. Конец истории нам документально не известен, но и церковь в Уборах, и рязанский собор вскоре были достроены. В 1702 году закончили сохранившийся до наших дней иконостас и рязанский митрополит Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола (то есть на тот момент глава Русской церкви), освятил храм.

Успенский собор и колокольня Рязанского кремля раньше служили ориентирами для навигации по Оке.

Фото: VOSTOCK Photo

Новый собор стал вторым по величине в России того времени, уступая размерами лишь собору Троице-Сергиевой лавры, и при этом очень высоким — он на 13 м превзошел Успенский собор в Москве. Успенский храм был и первым в России большим собором, целиком возведенным в новом, нарышкинском стиле. Это последний стиль древнерусской архитектуры, испытавший существенное влияние форм североевропейского маньеризма; раньше его называли московское барокко, однако черт собственно барокко в нем нет.

Сейчас собор завершает четырехскатная кровля, однако была ли она изначальной, мы не знаем. Реставратор Е. В. Михайловский предположил, что первоначально стены здания завершались парапетом из резных фронтонов в виде петушьих гребней, убедительно и эффектно изобразив это на своей реконструкции собора.

Собор в ансамбле Рязанского кремля в наши дни.

Фото: VOSTOCK Photo

Кстати, роскошные белокаменные обрамления окон рязанского собора позже повторит архитектор Алексей Щусев в ресторане Казанского вокзала в Москве (1914–1941). Вместе с копией казанской башни Сююмбеки в центре здания и наличниками астраханского Успенского собора на левом крыле вокзала они отсылали к трем главным городам, куда шли отсюда поезда: Рязани, Казани и Астрахани.

Успенский собор Рязанского кремля Наши дни

Уже в начале XVIII века в рязанском соборе проявились технические проблемы. Своды и две главы отстали от стен, на последних пошли трещины, стали лопаться железные связи. Ремонты не приносили результата, и к началу XIX века собор закрыли и даже хотели разобрать. Его спас архитектор Иван Францевич Руска (1785 — после 1853), который провел удачный капитальный ремонт здания. Стоящая рядом прекрасная классицистическая колокольня была построена не там, где стояла оригинальная шатровая. Строилась она с перерывами: ее заложили в 1789 году и окончили только в 1840-м. Для облегчения конструкции верхний ярус решили сделать из железа, придав ему вид каменного.

После революции собор некоторое время занимали обновленцы, в 1929 году богослужения были прекращены и в здание переехал архив. В 1953–1957 годах проводилась реставрация под руководством Е. В. Михайловского, позже здесь работал планетарий, затем выставочный зал музея. В 1993 году в соборе возобновились богослужения, но он оставался в составе музея до 2008 года, когда был передан Рязанской епархии.



Похожие места

Зачатьевская церковь

Церковь была построена в 1689–1694 годах на манер московского посадского зодчества конца XVII века. Согласно преданию царский стольник Савва Василькович возвел ее в благодарность за рождение дочери.

Спасский кафедральный собор. Архитектурная доминанта и духовный центр города

Спасский кафедральный собор построили на месте церкви Всемилостивого Спаса в XVII веке. Собор не пережил революцию — в 1937 году его взорвали, а позже построили уже его копию.

Крестовоздвиженская церковь

Самая интересная из сохранившихся в Мценске церквей XIX века по праву считается одним из лучших примеров классицизма на Орловщине

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!