Рязанская обл., Переславль-Рязанский
GPS: 54.636111 , 39.749039
Самый большой русский собор XVII века стоит в кремле города Переславля-Рязанского, остававшегося центром Рязанского великого княжества и епархии после монгольского нашествия и уничтожения Старой Рязани; в 1778 году город был переименован в Рязань.
История собора
Первый каменный Успенский храм был сооружен при великом князе Олеге Ивановиче (1350–1402) в 1380-е годы. Он был и городским собором, и великокняжеской усыпальницей. От много раз перестроенного здания сохранились остатки апсид под полом нынешнего собора Рождества Христова. После упразднения княжества в 1521 году в кремль перенесли резиденцию рязанских епископов и построили каменный Архангельский собор, ставший их усыпальницей и дошедший до нашего времени.
На протяжении XVII века набеги крымцев на Русь постепенно сошли на нет. Это дало толчок к бурному развитию Переславля-Рязанского и Рязанской епархии, ставшей одной из важнейших в русской церкви митрополий. Во второй половине века владыки ведут активное строительство своего архиерейского двора в кремле, венцом которого станет сооружение нового Успенского собора.
Строился он долго. Заложенный митрополитом Павлом в 1684 году, собор был возведен почти целиком, но в 1692-м рухнул. Для расследования ситуации и планирования нового строительства из Москвы была направлена комиссия во главе с известным зодчим Осипом Старцевым (ум. после 1714).
Подряд на повторную стройку получил Яков Бухвостов. Советскими исследователями он будет позже — и совершенно незаслуженно — превращен в великого архитектора. На самом деле Бухвостов был лишь организатором строительного процесса — хотя фигурой, несомненно, колоритной. Из документов про него точно известно следующее. Получив подряд на собор, он уже через год заключил договор с боярином Петром Шереметевым на строительство церкви в подмосковной усадьбе Уборы. Реализацию этого проекта Бухвостов вскоре передоверил Кузьме Бакрову и его команде, а сам вернулся в Переславль-Рязанский.

В начале следующего сезона новая команда со стройки в Уборах ушла. По челобитной царю от Шереметева приставы забрали Бухвостова и его мастеров из Переславля и заставили работать в Уборах, где Бухвостов вскоре подписал новый контракт с обязательством закончить храм в течение года под угрозой большой неустойки. В следующем году работы в Уборах снова затянулись, а сам Бухвостов оказался опять в Переславле-Рязанском, где вскоре попал под стражу, так как у возводимого им собора рухнули своды.

Вид на Рязанский кремль при разливе Оки. Начало XX века.
Фото: VOSTOCK Photo
Разгневанный Шереметев написал новую челобитную, по которой Бухвостова перевели в Колодничью палату в Москву. За ложное отрицание второй подрядной его велели «бить кнутом нещадно», он должен был выплатить компенсацию и просидеть полгода в тюрьме. Но тут Шереметев, не заинтересованный в окончательной остановке стройки, попросил отменить наказание. Конец истории нам документально не известен, но и церковь в Уборах, и рязанский собор вскоре были достроены. В 1702 году закончили сохранившийся до наших дней иконостас и рязанский митрополит Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола (то есть на тот момент глава Русской церкви), освятил храм.

Успенский собор и колокольня Рязанского кремля раньше служили ориентирами для навигации по Оке.
Фото: VOSTOCK Photo
Новый собор стал вторым по величине в России того времени, уступая размерами лишь собору Троице-Сергиевой лавры, и при этом очень высоким — он на 13 м превзошел Успенский собор в Москве. Успенский храм был и первым в России большим собором, целиком возведенным в новом, нарышкинском стиле. Это последний стиль древнерусской архитектуры, испытавший существенное влияние форм североевропейского маньеризма; раньше его называли московское барокко, однако черт собственно барокко в нем нет.
Сейчас собор завершает четырехскатная кровля, однако была ли она изначальной, мы не знаем. Реставратор Е. В. Михайловский предположил, что первоначально стены здания завершались парапетом из резных фронтонов в виде петушьих гребней, убедительно и эффектно изобразив это на своей реконструкции собора.

Собор в ансамбле Рязанского кремля в наши дни.
Фото: VOSTOCK Photo
Кстати, роскошные белокаменные обрамления окон рязанского собора позже повторит архитектор Алексей Щусев в ресторане Казанского вокзала в Москве (1914–1941). Вместе с копией казанской башни Сююмбеки в центре здания и наличниками астраханского Успенского собора на левом крыле вокзала они отсылали к трем главным городам, куда шли отсюда поезда: Рязани, Казани и Астрахани.

Успенский собор Рязанского кремля Наши дни
Уже в начале XVIII века в рязанском соборе проявились технические проблемы. Своды и две главы отстали от стен, на последних пошли трещины, стали лопаться железные связи. Ремонты не приносили результата, и к началу XIX века собор закрыли и даже хотели разобрать. Его спас архитектор Иван Францевич Руска (1785 — после 1853), который провел удачный капитальный ремонт здания. Стоящая рядом прекрасная классицистическая колокольня была построена не там, где стояла оригинальная шатровая. Строилась она с перерывами: ее заложили в 1789 году и окончили только в 1840-м. Для облегчения конструкции верхний ярус решили сделать из железа, придав ему вид каменного.
После революции собор некоторое время занимали обновленцы, в 1929 году богослужения были прекращены и в здание переехал архив. В 1953–1957 годах проводилась реставрация под руководством Е. В. Михайловского, позже здесь работал планетарий, затем выставочный зал музея. В 1993 году в соборе возобновились богослужения, но он оставался в составе музея до 2008 года, когда был передан Рязанской епархии.